Publication text
(PDF):
Read
Download
Обеспыливание воздуха в системах пневмо- транспорта и аспирации зерноперерабатывающих предприятий, предприятий пищевой промышлен- ности и сельского хозяйства является важной зада- чей. Для решения этой задачи широкое распростра- нение получили аппараты, использующие центро- бежный способ пылеочистки, - циклоны. Анализ используемых в отечественной и зарубежной про- мышленности циклонов был проведен, например, в работах [3, 4]. Практически в каждой модели цент- робежных циклонов присутствуют два элемента - цилиндрическая часть, где формируется поток, со- держащий удаляемые частицы твердого материала, и происходит его закрутка, и коническая часть, где происходит формирование двух антинаправленных потоков и отделение твердых частиц из потока. Широкое распространение циклонных пылеуло- вителей на производстве обусловлено следующими достоинствами перед другими аппаратами анало- гичного назначения [3, 5]: простота конструкции и сравнительно не- большая стоимость; возможность функционирования в условиях высоких температур и давлений без каких-либо принципиальных изменений в конструкциях; возможность улавливания и классификации абразивных включений при защите внутренних по- верхностей циклонов специальными покрытиями; высокая производительность и сохранение требуемого уровня фракционной эффективности очистки с ростом массовой концентрации твердой фазы; возможность сухого осаждения продукта. Объекты и методы исследования В любом случае объединяющим фактором для всех моделей циклонов является принцип центро- бежного отделения твердых частиц из переносимо- го их потока. Соответственно, чем лучше реализу- ется этот принцип в конструкции циклона, тем вы- ше его эффективность. Во многих работах [5-7] указывается, что эффективность отделения твердых частиц зависит как от физических свойств частиц, например, плотности, формы поверхности, дис- персного состава, так и от геометрических разме- ров и формы циклонов, а также от скорости движе- ния запыленного потока. Эффективность центро- бежных циклонов напрямую связана с критерием Фруда, который определяется как отношение силы инерции к силе тяжести частицы по формуле 2 Fr , (1) g R где - тангенциальная составляющая скорости дисперсной частицы; g - ускорение свободного падения; R - радиус окружности, по которой в дан- ный момент перемещается частица. Если ориентироваться только на величину крите- рия Фруда, то большего эффекта отделения частиц можно добиться, увеличивая скорость твердых частиц, а значит и скорость дисперсного потока, и, уменьшая радиус R, т.е. габариты циклонного аппа- рата. Однако, некоторые данные говорят о том, что уменьшение габаритных размеров циклонов не все- гда приводит к повышению их эффективности, а увеличение входной скорости выше оптимальной наоборот снижает эффективность циклонов. На практике же эффективность очистки газов, дости- жимая в центробежных аппаратах, оказывается не- достаточной. Особенно низкую эффективность цент- робежные циклоны проявляют на твердых частицах диаметром менее 10 мкм. Объясняется это следую- щими причинами. По мере движения воздушного потока вместе с частицами внутри циклонного аппа- рата происходит изменение всех трех составляющих вектора скорости - тангенциальной , радиаль- ной r и осевой z. Например, в работе [7] представ- лены профили составляющих скорости потока в циклоне, так называемые диаграммы Тер-Линдена. Можно отметить, что максимальное значение тангенциальной скорости достигается совсем не на стенках конической части циклона, а практиче- ски в ядре восходящего противотока. Увеличение тангенциальной скорости в 2-2,5 раза происхо- дит ближе к выпускному отверстию внизу конуса, но до этого момента частицы пыли уже должны быть вынесены на периферию. Профили радиаль- ной скорости наглядно показывают, что движение частиц пыли к стенкам циклона происходит очень медленно. Многочисленные исследования подтвер- ждают тот факт, что мелкодисперсная пыль вообще выносится через выхлопную трубу, практически не попадая в коническую часть циклона. Профили осевых скоростей фактически позволяют констати- ровать, что большая часть объема циклона занята восходящим вихревым противотоком, причем его осевая скорость значительно больше той скорости, с которой происходит транспорт частиц по стенкам конической части циклона. Стоит отметить, что в противоточных циклонах даже те частицы, которые были выделены из пото- ка к стенкам конической части, подвержены выно- су в выхлопную трубу. Здесь можно отметить два фактора. Первый фактор - вихревой шнур, форми- рующийся вдоль вертикальной оси циклона, может «гулять» или прецессировать относительно оси, а, значит, захватывать уже отсепарированные части- цы. Устойчивость этого вихревого шнура обуслов- лена многими факторами, в том числе геометрией циклона и кинематикой процесса, но такого рода прецессирование подтверждается многими иссле- дователями как экспериментально, так и при про- ведении численного гидродинамического модели- рования. Второй фактор, определяющий вынос частиц в выхлопную трубу, заключается в том, что крупные частицы могут зависать в потоке, не дойдя до вы- пускного отверстия. Такое происходит по причине увеличенной парусности крупных частиц и образо- вания агломератов. Например, в работе [8] выполнен обзор ряда исследований CFD-моделирования рабо- ты циклонов и рассмотрено влияние обратных внут- ренних (восходящих) потоков газа, которые снижа- ют степень сепарации пыли внутри циклонов. Для устранения недостатков, присущих класси- ческим центробежным циклонам, предлагается для очистки технологического воздуха использовать аэровинтовой циклон (рис. 1), конструкция которого защищена патентами [1, 2]. Основным элементом данного циклона является коническая винтовая вставка, позволяющая создавать ограниченное пространство в форме винтового канала с уменьша- ющейся площадью поперечного сечения. При этом выхлопная труба ограничивает взаимодействие ос- новного потока, содержащего частицы пыли, и про- тивотока - очищенного воздуха. Конструкция аэро- винтового циклона также позволяет использовать его в качестве классификатора, отделяя дисперсные частицы в соответствии с их аэродинамическими свойствами на различных высотных отметках. а) б) Рис. 1. Аэровинтовой циклон: а) конструкция аэровинтового циклона: 1 - выхлопная труба; 2 - входной патрубок; 3 - внешняя обечайка; 4 - винтовая вставка; 5 - пылесборник; б) принцип работы: 6 - вывод очищенного воздуха; 7 - вход запыленного воздуха; 8 - вывод крупной и тяжелой фракций; 9 - вывод мелкой и легкой фракций Движение дисперсного потока в аэровинтовом циклоне происходит за счет перепада давления Р, которое создает вентилятор. Создаваемый перепад давления Р расходуется на преодоление сил тре- ния со стороны стенок, ограничивающих движение дисперсного потока, на разгон потока в сужающем- ся канале, который формируется конической вин- товой вставкой, на вихреобразование в полости винтового канала, а также на ускорение потока при нестационарном движении. При моделировании движения частиц сыпучего материала в межвитконала могут приводить к «перестройки» структуры аэродисперсного потока, а это, в свою очередь, по- влияет на аэродинамическое сопротивление аппа- рата в целом. Рис. 2. Основные геометрические размеры аэровинтового циклона При определении параметров аэродисперсного потока вдоль винтового канала необходимо пред- варительно вычислить длину винтовой линии, вдоль которой движется аэропоток. Длина винто- вой линии будет определяться геометрическими параметрами аэровинтового циклона, основные геометрические размеры которого приведены на рис. 2. К ним относятся: Н - высота винтовой вставки, h - шаг винтовой вставки, d - диаметр вы- хлопной трубы, D1 - больший диаметр конической обечайки, D2 - меньший диаметр конической обе- чайки. Параметры H, D1 и D2 будут определять ко- нусность винтового канала, а шаг h - наклон вин- товой линии (длину линии). Угол (половина угла раствора конуса) определим по формуле arctg D1 D2 . (2) 2 H Будем считать, что винтовая линия соединяет две характерные точки винтового канала - точку входа в винтовой канал С1 (входное сечение перво- го витка) и точку выхода из канала С2 (выходное сечение последнего витка) (рис. 1, в). Эти две точки представляют собой пересечения средних линий, проведенных для входного и выходного сечений, и расположены на расстояниях R1 и R2 от осевой ли- нии циклона. При этом вом пространстве винтовой вставки необходимо знать информацию о параметрах несущей среды (воздуха) - скорости, плотности, давлении, темпе- R1 h 8 H D2 D D1 d , (3) 1 4 ратуре потока. При этом стоит понимать, что не- значительные изменения геометрии винтового ка- 2 H h R 2 8 H D D D1 d . (4) 2 1 4 Определяя длину винтовой линии, будем счи- тать, что она образована равномерным движением точки вдоль образующей кругового конуса с начальным радиусом R1, а сама образующая вращается равномерно вокруг оси конуса. Не расписывая подробно решение чисто геометрической задачи, представим лишь формулу для определения длины винтовой линии 1 2 2 1 S0 1 sin2 2 4 R S0 sin 2 R1 0 2 S2 d , (5) где 1 и 2 - углы, определяющие начальное и ко- нечное положения образующей конуса при поворо- те; S0 - шаг винтовой линии, Сделаем некоторые преобразования уравнений и (9). Возьмем от уравнений (8) и (9) логариф- мические дифференциалы, тогда получим S h . (6) d d dS 0 , (10) 0 cos S Наряду с уравнением, определяющим длину винтовой линии, необходимо иметь уравнение не- разрывности в такой форме, которая бы позволила установить связь между скоростью потока и пло- щадью поперечного сечения винтового канала. Рассмотрим адиабатическое течение газового потока в канале переменного сечения с учетом до- полнительного сопротивления движению со сторо- ны стенок, ограничивающих криволинейный вин- товой канал, и без учета влияния на движение пе- реносимых твердых частиц - такое допущение вполне разумно ввиду малости объемного содерdP dT d dS . (11) P T S Используем адиабатическую скорость звука a k P , (12) где k - постоянная адиабаты (для воздуха k = 1,4), или a k R T . (13) жания твердых частиц в потоке. В виду того, что описание движения газового потока в межвитковом пространстве винтовой вставки в трехмерной по- становке весьма сложно, будем рассматривать дви- В уравнении (7) преобразуем слагаемое 1 dP dx жение потока псевдоодномерным вдоль винтовой 1 dP 1 dP d d dP 1 , (14) линии. Площади входного и выходного сечений представим через эквивалентные диаметры, а изме- dx dx d d dx нение площади сечения винтового канала считаем где d d dS (из уравнения (10)); dP a 2 . известной функцией длины винтовой линии. Одномерное стационарное течение газового (воз- душного) потока по каналу с учетом сил трения опи- сывается уравнением Эйлера, например, как в [10] S d Используя число Маха M , (15) a d dx 1 dP dx 2 D 2 , (7) уравнение (7) принимает вид где - скорость воздуха; х - текущая координата; 1 M 2 dM 2 dS - плотность воздуха; Р - давление воздуха; - k M dx . (16) коэффициент трения (является функцией критерия Рейнольдса); D - эквивалентный диаметр канала. Уравнение движения (7) дополняется уравнением 1 k 1 M 2 M 2 D S 2 неразрывности S const , (8) Используя уравнения (11) и (16), получим изменение температуры где S - площадь поперечного сечения канала (пред- ставляет собой известную функцию координаты х). Состояние газа описывается уравнением МенdT T k 1 M 2 1 k 1 M 2 2 dM M (17) делеева-Клапейрона P R T , (9) или из условия адиабатичности движения выраже- ние для полной энтальпии где R - универсальная газовая постоянная; Т - тем- пература газа. T 1 k 1 M 2 const . (18) 2 Применяя уравнения (15), (16), (17) или (18), можно определять параметры воздушного потока вдоль винтового канала. В дальнейшем полученные результаты могут быть использованы для описания движения твердых частиц и их сепарации, напри- мер, как в работе [9]. Результаты и их обсуждение В качестве примера рассмотрим влияние гео- метрических параметров аэровинтового циклона на его аэродинамическое сопротивление. Исходные данные будут следующие: расход воздуха - Q = 516 м3/ч; площадь поперечного сечения на вхо- де в винтовой канал - 801910-6 м2; скорость возду- ха на входе в канал - 17,874 м/с; шаг винта - 0,09 м; число витков - 8; угол конусности изменяется в пределах от 3 до 7 с шагом в 1. Расчет проводил- ся при условии, что плотность воздуха постоянна. Скорость воздуха рассчитывалась из уравнения неразрывности с учетом изменения площади попе- речного сечения канала. Примем, что винтовой ка- нал работает как всасывающий воздуховод. На входе в канал статическое давление по модулю равно динамическому (по знаку статическое давле- ние отрицательно). Авторы вполне сознают, что сопротивление циклона складывается из многих факторов, но превалирующим аэродинамическим сопротивлением в конструкции аэровинтового цик- лона-сепаратора обладает именно конфузорный винтовой канал, образованный конической обечай- кой и винтовой вставкой (рис. 1). Результаты рас- чета сведены в табл. 1. Таблица 1 Сопротивление винтового канала в зависимости от угла конусности Угол конусности , Длина винтовой линии, м Площадь выходного сечения, 10-6 м2 Сопротивление винтового канала, Па 3 4,505 5186 252 4 4,174 4112 317 5 3,845 3055 444 6 3,517 1985 769 7 3,196 911 2412 Расчеты показывают, что, несмотря на умень- шение длины винтовой линии (конфузорного вин- тового канала) при увеличении угла конусности , происходит увеличение аэродинамического сопро- тивления винтового канала. Этому способствует значительное поджатие потока на выходе из винто- вого канала. Диаграммы на рис. 2 и 3 позволяют оценить влияние угла конусности на режим работы вин- тового канала. Как правило, вентиляторы, работа- ющие на предприятиях зернопереработки и пище- вой промышленности, обеспечивают перепад дав- лений 1500-2000 Па. На рис. 3 хорошо видно, что незначительное изменение геометрии аэровинтово- го циклона (=7) приводит к невозможности ис- пользования вентиляторов. Важно также понимать, что в аэровинтовом циклоне происходит увеличе- ние скорости потока при его движении с одновре- менным уменьшением радиуса кривизны винтовой линии. Такой подход способствует в значительной степени увеличению критерия Фруда (согласно (1)), а значит и эффективности циклона в плане пылеочистки. Вполне очевидно, что сопротивление циклона и его эффективность можно регулировать и изменением числа витков винтовой вставки. Это позволяет «встраивать» циклон в необходимые га- бариты. Скорость потока, м/с 150 5 100 4 50 3 2 1 0 0 1 2 3 4 5 Длина винтовой линии, м Рис. 3. Изменение скорости потока вдоль винтового канала в аэровинтовом циклоне: 1 - =3; 2 - =4; 3 - =5; 4 - =6; 5 - =7 Сопротивление канала, Па 2500 5 2000 1500 1000 4 500 3 2 1 0 0 1 2 3 4 5 Длина винтовой линии, м Рис. 4. Изменение аэродинамического сопротивления винтового канала в аэровинтовом циклоне: 1 - =3; 2 - =4; 3 - =5; 4 - =6; 5 - =7 Разработанная модель расчета аэродинамичес- кого сопротивления винтового канала аэровинтово- го циклона позволяет рационально подходить к определению его геометрических параметров и выбору режимов движения аэродисперсного пото- ка. Проведенные лабораторные испытания аэро- винтового циклона на продуктах зернопереработки (мука различных сортов) показали вполне удов- летворительную сходимость с результатами расче- тов аэродинамического сопротивления, а также подтвердили возможность использования винтовой вставки, формирующей конфузорный винтовой канал, для повышения эффективности пылеочист- ки. На лабораторных стендах эффективность пыле- очистки достигала 99,9 %. Дальнейшие исследова- ния направлены на формирование базового вариан- та аэровинтового циклона-сепаратора, обеспечива- ющего высокую эффективность пылеочистки, ком- пактные габариты и приемлемое аэродинамическое сопротивление. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-48220056