STUDY OF THE DIRECTION AND SPEED OF AIR FLOW IN THE WORKING CHAMBER OF A CENTRIFUGAL MIXER
Abstract and keywords
Abstract (English):
Techniques of determining the velocity direction of the air flow inside the chamber of a centrifugal mixer with different rotation frequencies and rotor mixer design are presented. The article describes the impact of operational and design parameters on the direction and speed of the air flow inside the chamber of a centrifugal mixer. The conclusions and recommendations are given to determine the velocity direction of air flow within the chamber of a centrifugal mixer with different rotation frequencies and mixer rotor design.

Keywords:
Modification of the cones, rotor, constituents of air flow speed, anemometer, centrifugal mixer rotation frequen-cies.
Text
Text (PDF): Read Download

Введение

Организация процесса смешивания во многих случаях является одним из основных факторов, влияющих на качество получаемого продукта. Опре­деление направления и скорости воздушных потоков в различных точках рабочей камеры центробежного смесителя является одной из основных задач, реше­ние которой помогает организовать и интенсифици­ровать процесс смешивания.

В центробежных смесителях при движении час­тиц по поверхности вращающегося ротора, выпол­ненного в виде дисков, тарелей, конусов и т.д., обес­печивается эффективное радиальное смешивание по сечению за счет торможения, вследствие сил трения слоев компонентов, их наложения и пересечения, внедрения в соседние потоки. Однако вследствие прямоточности аппарата продольное перемешивание практически отсутствует. Увеличить степень про­дольного перемешивания можно за счет опережаю­щего движения вдоль оси аппарата части смешивае­мых материалов либо за счет их некоторого запазды­вания или циркуляции. Организация прямого и об­ратного движения материалопотоков в центробеж­ном смесителе приближает структуру движения смешиваемых компонентов в нем к модели идеаль­ного смешивания.

В ряде конструкций центробежных смесителей этот способ реализуется при прямом перетоке частиц через отверстия и перепускные окна, выполненные на поверхности конусного ротора, а также в обрат­ном направлении за счет установки внутри аппарата различного вида отражателей: в виде отдельных эле­ментов тора, одинаковых по размеру и установлен­ных в шахматном порядке на разных конусах по кромкам меньших оснований, в виде сплошных ко­лец и колец с отверстиями [1].

На частицы смешиваемых компонентов, кроме центробежной, действует еще и сила аэродинамиче­ского сопротивления воздуха. Вследствие этого они вовлекаются в вихревое движение вплоть до момента выхода из аппарата. Смешивание в вихревом потоке происходит за счет торможения нижних слоев мате­риала о поверхности ротора и в дальнейшем о стенки смесителя. Так как воздух обладает определенной вязкостью, его слои, прилегающие к внутренней по­верхности вращающегося ротора, под действием сил вязкостного трения также вовлекаются во вращение. На эти слои начинают действовать те же силы, что и на частицы смеси. Силы аэродинамического сопро­тивления воздуха вовлекают сыпучий материал в движение, образуя пылегазовые потоки, имеющие турбулентный характер. Это явление вносит стохас­тичность в движение компонентов в рабочем объеме смесителя, что в итоге приводит к нарушению пре­дусмотренных в конструкции аппарата направлений движения материалопотоков и другим нежелатель­ным эффектам, например к сегрегации (сосредоточе­нию частиц, имеющих одинаковые свойства, в опре­деленных местах объема аппарата) [1].

В настоящее время ведущими учеными в области смесеприготовления недостаточно изучено влияние воздушных потоков на качество смеси, а тем более определение составляющих скорости воздушных по­токов. Поэтому исследование направления и скоро­сти движения воздушных потоков во внутреннем объеме центробежного смесителя (ЦС) является ак­туальным.

Цель работы – определить направления и скоро­сти воздушных потоков в различных точках рабочей камеры центробежного смесителя при различных частотах вращения и конструкциях ротора смеси­теля.

 

Объекты и методы исследований

При работе центробежных смесителей с быстров­ращающимся ротором создаются воздушные потоки, в движение которых вовлекаются частицы высоко­дисперсных компонентов. Образующиеся воздуш­ные течения влияют на структуру материального по­тока, двигающегося по поверхности конусов, что от­ражается на работе всего аппарата. Таким образом, возникает необходимость в определении характера и параметров формирующихся воздушных потоков в рабочей области смесителя.

При вращении конусного ротора вследствие сил трения начинает свое движение пограничный слой воздуха, который под действием сил инерции дви­жется от центра ротора к его периферии. Скорость движения воздуха можно разложить на три состав­ляющие: окружную Wокр – направленную по касательтельной к поверхности ротора в сторону его враще­ния, радиальную Wр – направленную от центра к пе­риферии ротора, осевую Wос – действующую в вер­тикальном направлении от основания ротора вверх. Тонкослойное радиальное движение воздушных по­токов возникает непосредственно вблизи рабочих поверхностей смесителя, таких как ротор, корпус, крышка. Оставшееся воздушное пространство, огра­ниченное рабочими поверхностями ЦС, вращается вместе с ротором с несколько меньшей скоростью. Осевое движение воздушных потоков происходит в направлении, перпендикулярном основанию ротора. Составляющие скорости воздушного потока будут зависеть в большей степени от размеров ЦС, конст­рукции ротора и частоты его вращения. В наших экспериментальных исследованиях для определения значений составляющих скорости воздушного по­тока был использован центробежный смеситель [4] (рис. 1), ротор которого изготовлен таким образом, чтобы на него можно было устанавливать конусы различных модификаций (рис. 2).

 

конус

 

Рис. 1. Базовая конструкция универсального центро­бежного смесителя

 

 

              а                            б                            в

 

Рис. 2. Модификации конусов: а – гладкий конус с пропускными окнами и лопастями; б – гладкий конус с пропускными окнами; в – гладкий конус с пропускными окнами и волнообразной верхней кромкой

 

Работа смесителя осуществляется следующим образом. Сыпучие материалы подаются через патру­бок 11 на диск 2 вращающегося ротора. Под дейст­вием центробежной силы сыпучая масса равномерно «растекается» по диску 2 и переходит на внутрен­нюю поверхность полого усеченного конуса 10. Большая часть материала выбрасывается из конуса 10 под действием спиралевидных направляющих ло­пастей 8, а другая измельчается, проходя через от­верстия в этих лопастях, образуя дополнительные потоки. Сыпучая масса достигает верхней кромки конуса. Общий кольцевидный поток материала схо­дит с поверхности конуса 10 в разные моменты вре­мени, разделяясь на несколько частей, которые впо­следствии пересекаются друг с другом в кольцевом пространстве между ротором и корпусом смесителя. Часть материала проходит через перепускные окна 9 конуса, образуя при этом опережающий поток. Гото­вая смесь ссыпается на днище 3 и при помощи раз­грузочных лопастей 6 выводится из аппарата через разгрузочный патрубок 7.

Рассмотрим существующие методики исследова­ния направлений и скоростей воздушных потоков.

1. Измерение  расхода  на  основе  термальных   яв­лений.

Термальные расходомеры работают на принципе пропорциональности тепла, переносимого вещест­вом от одной точки к другой, массовому расходу этого вещества. Термоанемометры измеряют расход вещества с помощью одиночного нагревательного элемента, расположенного в его потоке. Охлаждаю­щий эффект протекающего через этот элемент веще­ства характеризует массовый расход, т.е. охлаждение происходит благодаря изменению сопротивления проводов нагревательного элемента. Часто вместо проволочного элемента в преобразователе использу­ется металлическая пленка. С помощью термоане­мометра удается измерять чрезвычайно быстрые флуктуации расхода вещества [2].

2. Измерение скорости воздуха с помощью крыльчатого анемометра.

Скорость измеряется за счет того, что в данном приборе установлена крыльчатка определенного диаметра (для разных скоростей по-разному) при прохождении воздуха через прибор. Он начинает толкать крыльчатку, которая, в свою очередь, начи­нает вращаться. По количеству оборотов крыльчатки и определяют скорость воздуха. Для использования этого прибора необходимо проводить большое коли­чество опытов.

3. Измерение скорости воздуха с помощью дат­чика давления.

Работа датчика давления основана на принципе работы трубки Пито. Напорные трубки (Пито, НИИ­ОГАЗ и др.) имеют два канала, соединяемые шлан­гами со штуцерами дифманометра. Они восприни­мают полное и статическое давление в воздушном потоке, по которым прибор измеряет динамический напор, на основе этого вычисляются скорость и объ­емный расход [5].

Измерение скорости воздуха с помощью датчика, который основан на измерении давления, создавае­мого потоком воздуха на упругую оболочку, воспри­нимающую измеряемое давление. Упругие оболочки бывают мембранные и сильфонные. Сила давления измеряется датчиком, обрабатывается прибором и выводит на дисплей скорость воздуха [6].

4. Измерение скорости потока и объемного рас­хода на вентиляционной решетке.

Для проведения измерений можно использовать любой анемометр или термоанемометр. Однако за­меры будут быстрее, правильнее и точнее, если ис­пользовать анемометр с крыльчаткой большого диа­метра D = 60–100 мм, так как в этом случае диаметр крыльчатки будет сопоставим с размерами решетки. Для упрощения измерений и уменьшения погрешно­сти можно использовать воронку вместе с прибором. Если необходимо проводить замеры в труднодоступ­ных местах (например, под потолком), можно ис­пользовать либо телескопический зонд, либо зонд с удлинителем.

Используют анемометр с крыльчаткой большого диаметра D = 60–100 мм. Это наиболее подходящий прибор, так как с ним проводится минимальное ко­личество измерений с минимальной погрешностью.

Также можно использовать анемометр с крыль­чаткой малого диаметра D = 16–25 мм и термоане­мометр. При использовании этих приборов необхо­димо провести большее количество измерений, не­жели при использовании крыльчатки большего раз­мера. Это занимает больше времени, а также умень­шает точность измерений, так как увеличивается ве­роятность отклонения от оси измерений при каждом замере.

5. Воронки и другие принадлежности.

При использовании прибора с воронкой отпадает необходимость проведения множества замеров, что дает более точный результат измерений и экономит время. Проводится всего лишь один замер. В случае с диффузором без воронки вообще очень трудно обойтись. После установки воронки с анемометром на вентиляционную решетку (диффузор) однород­ный поток воздуха будет устремлен прямо на чувст­вительный элемент прибора, благодаря чему будет измерена средняя скорость. Анемометры с функцией расчета объемного расхода отображают его автома­тически. При этом надо учесть, что у каждой во­ронки есть свой коэффициент преобразования, кото­рый необходимо предварительно ввести в прибор.

Иногда замеры необходимо производить в труд­нодоступных местах, когда решетки находятся на потолке или сразу под потолком. В этих случаях, чтобы не пользоваться стремянкой, можно использо­вать зонды с телескопической рукояткой или удли­нители зондов.

Возможно измерение скорости потока и объем­ного расхода непосредственно в воздуховоде. Перед работой надо убедиться, что в стенке воздуховода есть отверстие, диаметр которого соответствует диа­метру измерительного зонда. Необходимо, чтобы это отверстие было на прямом участке воздуховода, так как в этом случае воздушный поток максимально однороден. Прямой участок должен быть длиной не менее пяти диаметров воздуховода. Точка замера выбирается с условием, что до нее должно быть рас­стояние, равное трем диаметрам воздуховода, и по­сле нее – двум диаметрам.

Для проведения замеров используются термоане­мометры, крыльчатые анемометры с малым диамет­ром крыльчатки D = 16–25 мм и дифференциальные манометры с пневмометрическими трубками. Если в воздуховоде бывают малые скорости (< 2 м/с), то дифференциальный манометр для их измерения не подходит. В этом случае используются крыльчатые анемометры или термоанемометры. Ограничения по использованию приборов приведены выше. В про­цессе замера чувствительный элемент прибора дол­жен быть направлен строго навстречу потоку, иначе погрешность заметно увеличится.

6. Дифференциальные манометры с пневмомет­рической трубкой.

Они используются при высоких температурах      (> 80 °С) и/или скоростях более 2 м/с. Приборы можно условно разделить на две группы: одни измеряют только перепад давлений (динамический напор), другие еще имеют функцию усреднения и рассчиты­вают скорость потока и объемный расход. Обращаем внимание, что у пневмометрических трубок, так же как и у воронок, есть коэффициенты, которые также предварительно необходимо ввести в прибор. Кроме того, в прибор надо вводить площадь сечения воздуховода и температуру потока. Можно использовать дифманометры с автоматическим каналом ввода температуры и пневмометрические трубки со встроенной термопарой для упрощения вычислений. Не рекомендуется использовать пневмометрическую трубку Пито в запыленных потоках, в этом случае лучше проводить измерения с трубкой НИИОГАЗ. Измерения проводятся в тех же точках, что и в слу­чае с вентиляционной решеткой. Точные формулы с расчетом плотности среды в общем случае приве­дены в ГОСТ 17.2.4.06-90 [7].

При проведении экспериментальных исследова­ний нами была использована следующая методика.

Составляющие скорости движения воздуха изме­ряли на холостом ходу в различных точках и направ­лениях внутри ротора ЦС (см. рис. 1). Замеры скоро­сти воздушного потока проводили при помощи мик­ропроцессорного термоанемометра-термометра ТТМ-2, точность измерения которого составляла 2 % от максимальной скорости потока. Принцип работы ТТМ-2 основан на измерении температурного сопро­тивления нагретого терморезистора, охлаждаемого воздушным потоком. В качестве чувствительных элементов для измерения температуры и скорости потока воздуха используются миниатюрные плати­новые терморезисторы. Термоанемометр считывает показания с измерительного зонда, рассчитывает по настроенной калибровке скорость воздушного по­тока и индицирует ее на ЖК-индикаторе. Термоане­мометр ТТМ-2 производит усреднение измерений за 2 и за 10 секунд и фиксирует максималь­ное/минимальное значение скорости [8].

Использование данного метода и прибора изме­рения дает нам ряд преимуществ по отношению к вышеописанным методикам:

– широкий диапазон измеряемых скоростей по­тока воздуха;

– автоматический выбор предела измерений;

– запоминание измеренных значений;

– наличие режима непрерывного измерения с на­коплением данных для передачи на компьютер (ре­жим регистратора);

– связь с компьютером по стандарту RS232;

– одновременный контроль температуры и скоро­сти.

Для проведения экспериментальных исследова­ний на ротор центробежного смесителя поочередно устанавливали один из трех конусов (см. рис. 2). За­меры проводили при частотах вращения ротора 10 и 24 . С целью уменьшения погрешности измерений прибор ТТМ-2 жестко закрепляли на штативе и ус­танавливали терморезистор в точку, в которой необ­ходимо измерить скорость воздушного потока. По­лученные экспериментальные величины составляю­щих скоростей воздушных потоков представлены в табл. 1–3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты и их обсуждение

Таблица 1

 

Величины составляющих скоростей воздушных потоков

на гладком конусе с пропускными окнами

 

№ позиции измеряемой точки

Составляющие скоростей, м/с

n = 10 с-1

n = 24 с-1

Wр

Wокр

Wос

Wр

Wокр

Wос

1

0,12

0,09

0,13

0,12

0,08

0,14

2

0,09

0,15

0,11

0,09

0,15

0,13

3

0,06

0,16

0,06

0,06

0,2

0,07

4

0,16

0,17

0,12

0,2

0,21

0,13

5

0,18

0,21

0,1

0,24

0,15

0,1

6

0,14

0,16

0,08

0,19

0,21

0,09

7

0,12

0,14

0,05

0,08

0,09

0,07

8

0,15

0,08

0,07

0,08

0,06

0,07

 

Таблица 2

 

Величины составляющих скоростей воздушных потоков

на гладком конусе с пропускными окнами и лопастями

 

№ позиции измеряемой точки

Составляющие скоростей, м/с

n = 10 с-1

n = 24 с-1

Wр

Wокр

Wос

Wр

Wокр

Wос

1

0,08

0,06

0,17

0,11

0,11

0,19

2

0,08

0,07

0,15

0,09

0,09

0,15

3

0,04

0,09

0,06

0,06

0,17

0,06

4

0,09

0,12

0,12

0,17

0,15

0,08

5

0,21

0,21

0,14

0,28

0,28

0,11

6

0,08

0,18

0,11

0,15

0,18

0,09

7

0,08

0,15

0,06

0,13

0,17

0,06

 

Таблица 3

 

Величины составляющих скоростей воздушных потоков

на гладком конусе с пропускными окнами

и волнообразной верхней кромкой

 

№ позиции измеряемой точки

Составляющие скоростей, м/с

n = 10 с-1

n = 24 с-1

Wр

Wокр

Wос

Wр

Wокр

Wос

1

0,09

0,11

0,09

0,11

0,1

0,14

2

0,07

0,08

0,07

0,08

0,11

0,08

3

0,03

0,08

0,06

0,05

0,11

0,06

4

0,08

0,16

0,07

0,11

0,16

0,08

5

0,18

0,14

0,06

0,24

0,21

0,07

6

0,06

0,08

0,05

0,11

0,23

0,05

7

0,04

0,06

0,06

0,04

0,11

0,04

8

0,04

0,03

0,06

0,04

0,06

0,06

 

Из табл. 1–3 можно сделать следующие выводы.

Осевая составляющая скорости. При частоте вращения ротора 10  достигается ее максималь­ное значение на гладком конусе с пропускными ок­нами и лопастями. Она больше на 13 и 40 % соответ­ственно по отношению к Wос, измеренной на моди­фикациях б и в (см. рис. 2). При частоте вращения
ротора 24  максимальное значение Wос достига­ется при использовании модифицированных конусов б и а. Их скорость больше на 18 % по отношению к Wос, замеренной на конусе с пропускными окнами и волнообразной верхней кромкой.

Радиальная составляющая скорости. При частоте вращения ротора 10 скорость воздушного потока на гладком конусе с пропускными окнами и лопа­стями больше на 14 %, чем Wр, измеренные на дру­гих конструкциях конусов. При частоте вращения ротора 24  Wр достигает максимального значения на гладком конусе с пропускными окнами и лопа­стями. Она больше на 10 и 14 % соответственно по отношению к скоростям воздушных потоков в ради­альном направлении на конусах б и в.

При достижении окружной составляющей скоро­сти в диапазоне 0,1..0,15 м/с наблюдается частичное вовлечение высокодисперсных компонентов в воз­душное пространство рабочей камеры центробеж­ного смесителя. Дальнейшее увеличение Wокр до 0,28 м/с приводит к вихревому движению пылевоз­душных потоков и, как следствие, к возникновению процесса сегрегации получаемой смеси. В результате это приводит к снижению эффективности смешива­ния. Особенно ярко эта картина наблюдается на мо­дификации ротора в виде гладкого конуса с пропу­скными окнами и лопастями, так как последние соз­дают дополнительный вентиляционный эффект, при­водящий к дополнительной турбулизации пылевоз­душных потоков. Поэтому для устранения сегрега­ции и увеличения эффективности смешивания пред­лагается установка внутри смесителя направляющих или отражательных элементов, позволяющих задать нужное направление воздушным потокам.

Для наглядности представим эпюры усредненных значений составляющих скорости воздушного по­тока внутри рабочей камеры смесителя на рис. 3.

 

гладкий конус с пропускными окнами (n = 24 )

гладкий конус с пропускными окнами и лопастями (n = 10 )

 

гладкий конус с пропускными окнами и лопастями (n = 24 )

 

Рис. 3. Эпюры составляющих скорости воздушного потока внутри рабочей камеры смесителя

 

Выводы

По итогам экспериментальных исследований оп­ределили направления и скорости воздушных потоков в различных точках рабочей камеры центробеж­ного смесителя при различных частотах вращения и конструкциях ротора. Определили наибольшие ско­рости воздушных потоков внутри смесителя. Данные экспериментальные исследования позволяют увидеть картину движения воздушных потоков внутри цен­тробежного смесителя периодического действия. Для получения качественных композиций, содержащих высокодисперсные компоненты, уходящие в пыле­воздушное пространство, рекомендуется установка внутри смесителя направляющих или отражающих элементов, позволяющих задать нужное направление воздушным потокам. Все это позволит уменьшить сегрегацию. По результатам экспериментов видно, что самые низкие величины составляющих скорости воздушных потоков приходятся на центр ротора. Экспериментально установлено, что Wр скорости воздушного потока в центре ротора на исследован­ных модификациях практически близки к нулю. В результате этого в центре ротора образуется застой­ная зона, которая может привести к ухудшению качества получаемых смесей. Для устранения этого не­достатка авторами предложено выполнить основание ротора в виде диска, с концентрично установленным полым конусом, обращенным вершиной вверх. Для увеличения Wос скорости воздушного потока в цен­тре ротора нами предложено установить над конусом осевой вентилятор в виде четырех лопаток, располо­женных под углом 60° к горизонтальной плоскости. Это позволит не только увеличить скорость воздуха в осевом направлении, но и создаст дополнительные потоки воздуха в радиальном и окружном направле­ниях. В результате такой конструктивной модифика­ции ротора ЦС увеличивается радиальное смешива­ние по сечению за счет торможения слоев компонен­тов, вследствие сил трения, их наложения и пересе­чения, а также внедрения в соседние потоки. Помимо этого, увеличится степень продольного перемешива­ния за счет опережающего движения вдоль оси аппа­рата части смешиваемых компонентов либо за счет их некоторого запаздывания или циркуляции.

References

1. Borodulin, D.M. Razvitie smesitel'nogo oborudovaniya centrobezhnogo tipa dlya polucheniya suhih i uvlazhnen¬nyh kombinirovannyh produktov: monografiya / D.M. Borodulin, V.N. Ivanec. - Kemerovo, 2012. - 178 s.

2. Garbuzova, S.Yu. Razrabotka nepreryvnodeystvuyuschego smesitel'nogo agregata dlya pererabotki sypuchih materia-lov: dis. … kand. tehn. nauk. - Kemerovo, 1996. - 120 s.

3. Izmerenie vozdushnogo potoka [Elektronnyy resurs]. - URL: http://kipinfo.ru/info/stati/?id=105.html (data obrasche¬niya 17.05.2011).

4. Bakin I.A., Karnadud O.S., Suhorukov D.V. Patent, 104867 RF, U1 V 01 F 5/22/Cmesitel'-disperga-tor/27.05.2011.

5. Preobrazovatel' dlya izmereniya davleniya spinno-mozgovoy zhidkosti [Elektronnyy resurs] / Orlovskiy gosu-darst¬vennyy tehnicheskiy universitet. 2012. 24 iyunya. - URL: http:// www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-48421.html (data obrascheniya 05.09.2012).

6. Skorost' poleta samoleta i trubka Pito [Elektronnyy resurs]. - URL: http://avia-simply.ru/skorostj-poljota-i-trubka-pito.html (data obrascheniya 21.05.2011).

7. TTM-2. Perenosnoy termoanemometr (izmeritel' skorosti potoka vozduha) [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.kipkomplekt.ru/text/ttm-2.php.html (data obrascheniya 17.09.2012).

8. Cifrovoy izmeritel' rashoda vozduha [Elektronnyy resurs]. - URL: http://studentbank.ru/ view.php?id=39797.html (data obrascheniya 17.05.2011).


Login or Create
* Forgot password?