Rostov-na-Donu, Rostov-on-Don, Russian Federation
The author analyzes numerous scientific foreign and domestic publications and emphasizes that many aspects of Soviet upbringing go back to such prominent authors as K. Marx and V. I. Lenin. It was their views that became the fundamental guidelines for the new moral attitudes in the Soviet society. Essential forces of man are released only when contradictions between external circumstances and the creative nature of man have to be resolved. Marx believed that people are the products of circumstances and upbringing, and that an individual cannot be regarded as a blind and passive force: it is people who change circumstances and upbringing. Most authors believe that the Communist Party played a key role in the Soviet upbringing due to its total control and filtering of unnecessary information. In the 1970s–1980s, the USSR acquired great practical experience in this sphere. A thorough multilateral analysis of foreign literature revealed that foreign scientists displayed a great interest in the strong spirit of Soviet people, as well as in those new complex system-pedagogical trends that were implemented in the 1970-s in the USSR. Soviet scientists distinguished more than 160 features that a person should have, i.e. diligence, respect for the elderly, aesthetic taste, physical perfection, etc.
history of Soviet education, communist education, moral relations, aesthetic education, physical culture and dispute, development of patriotism, mass culture
Введение
Социальная среда, личностные характеристики работника, степень их влияния на экономическую жизнь образуют представления о резервах труда в период существования СССР. Стоит отметить, что в условиях перестройки человеческий фактор приобрел особую актуальность. Полагаем, что в тот период исторического существования роль человеческого фактора возрастала (приумножалась) в связи с тем, что экономика становилась социально ориентированной. Потребность и интересы людей все больше стали определять направленность производства в СССР. Естественно, тогда стала сверх актуальной пропаганда физической культуры и спорта, а также роль педагогического воспитания во взращивании советских граждан. Основная цель в данной статье – описать воспитание советских граждан в 70–80-х гг. ХХ в.
Методы и материалы
Достижение поставленной цели в настоящей статье стало возможным благодаря использованию диалектического, сравнительного, структурного, системного методов, принципов историзма, объективности, конкретности к изучаемой проблеме.
При непосредственной подготовке и написании статьи использовался широкий круг зарубежной и отечественной научной литературы, релевантной исследуемой проблематике. В первую очередь произведенный анализ научных работ по данной тематике охватил множество дисциплин, в числе их можно выделить следующие: педагогика, история, социология, экономика. Особо подчеркнем, что значительную роль в данной теме сыграли труды, написанные В. И. Лениным. В совокупности использование представленных в работе зарубежных и отечественных публикаций и воззрений ученых, изучающих данную предметную область, способствует получению достоверных выводов и результатов.
Основные результаты исследования
Буквально воспитание означает механизм обеспечения и сохранения исторической памяти популяции. Воспитание представляет собой систему, где все эти элементы тесно взаимодействуют друг с другом. Критерием для выделения его важнейших курсов выступают те главные общественно значимые качества работника, которые и составляют облик личности социалистического типа.
Характеризуя состояние воспитательной работы в трудовом коллективе, те реальные процессы, которые проходят в среде, непосредственно окружающие человека, можно выявить узловые особенности, которые свойственны как всему воспитанию в целом, так и его воплощению в конкретных обстоятельствах, в условиях, осуществляемых в СССР в период так называемой перестройки (1985–1991)[1] [1].
Это проявляется, прежде всего, в том, что шел процесс расширения участников воспитания, увеличения числа отвечающих за воспитательные аспекты своей деятельности. Нам кажется, что наряду с партией, комсомольской и профсоюзной организацией в эту работу все более вовлекались хозяйственные кадры. Хотя этот процесс проходил неоднозначно, общая тенденция его положительная.
Иначе говоря, происходило реальное повышение ответственности за воспитание и у различных добровольных организаций и объединений – спортивных, культурно-массовых, творческих и т. д. Но главное – перестройка интенсифицировала процесс включения каждого человека в формирование личной ответственности, активно развивала чувство его причастности к общественным делам и ценностям.
По трактовке академика РАН В. М. Полтеровича «Ценности – это общие характеристики индивидуальных предпочтений на множестве институтов, формирующие ожидания и реальное поведение индивидов» [2, с. 227]. Создается впечатление, что индивид во все большей мере становится реальным участником процесса воспитания и самовоспитания, действенной силой по перестройке общественного сознания. Отечественный ученый Д. В. Хлебников пишет, что «в 70-х гг. ХХ в. начинает обосновываться необходимость применения системного подхода к разработке проблем воспитания» [3, с. 157]. По мнению И. С. Ереминой: «Гражданский подвиг народа в годы Отечественной войны, возрождение истинных патриотических и гражданских чувств явились источником пробуждения гражданской совести в 60–70-е гг. XX столетия» [4, с. 46].
Достаточно вспомнить, что происходившая в социуме перестройка показывала процесс обогащения содержания коммунистического воспитания, что отражало усложнение духовного мира человека, объясняло многообразие его связей с окружающей средой. Так мы постоянно наблюдаем образование самостоятельных областей отдельных направлений воспитательной работы. Дело в том, что в 70-х гг., после того как вошло в жизнь экономическое образование, возникла потребность в выделении из трудового воспитания особого направления – экономического, которое вождь мирового пролетариата В. И. Ленин связывал с участием в управлении производством, в экономии и сбережении человеческого труда, увеличении его производительности, в решении архиважных проблем хозяйственной жизни [5, с. 146].
Что касается практики в нашей стране, то надо обратить внимание на то, что во второй половине 1970-х гг. весьма актуальными стали проблемы взаимодействия общества, человека и природы, в связи с чем самой жизнью в число первоочередных выдвинулся вопрос об экологическом воспитании. Разумеется, об этом довольно много было сказано и на ХІХ партконференции: в понятие высокой культуры включается и экологическая культура общества, бережное, разумное отношение к природным условиям жизни и производственной деятельности людей, сохранение и приумножение природных богатств. Несомненно, что анализ современных проблем духовной жизни выявил значение и роль исторического сознания, которое проявляется как в глубоком интересе, уважении и гордости за исторический путь страны, так и в знании истории своего города, села, трудового коллектива.
Не менее важной тенденцией, характеризующей состояние воспитательной работы в СССР, является обогащение уже имеющихся направлений. Надо сказать, что новыми гранями стали характеризоваться интернациональное и патриотическое воспитание [6, с. 85–86].
Прежде всего, заметим, что интернационализм в сознании и поведении стал базироваться не только на традиционных представлениях о дружбе и сотрудничестве – одним из оснований стала ответственность за судьбу Родины [7]. Благодаря этому существенно расширилась социальная база интернационализма, что повлияло на содержание интернационального воспитания, в котором возросла доля общечеловеческих интересов.
Одновременно получило серьезный импульс для развития патриотическое воспитание, хранение и исследование исторической памяти своего народа, следование революционным, боевым и трудовым традициям в той конкретной обстановке, которая характерна для каждого производственного коллектива. Особо надо подчеркнуть, что события в Якутии, Казахстане, Нагорном Карабахе показали всю сложность и противоречивость воспитания патриотизма и интернационализма.
Позже получило развитие военно-патриотическое воспитание молодежи, направленное на формирование у нее готовности к защите социалистической Родины. Этому служат оправдавшие себя такие формы работы, как походы по местам боевой славы, участие в военно-спортивных играх, соревнования по военно-техническим видам спорта [8].
Следует заметить, что воспитание советских людей в духе патриотизма и интернационализма соединяло в себе любовь к Родине Октября, к земле, где родился и вырос человек, гордость за исторические свершения своего народа, с одной стороны, и чувство классовой солидарности с трудящимися братских стран, со всеми, кто борется против империализма, за социальный прогресс и мир – с другой.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что актуальным это направление воспитания остается и в современных условиях, тем более что оно при всех его достоинствах не лишено серьезных недостатков: парадности, заорганизованности и формализма.
Примечательно также и то, что обогащение содержания в значительной степени затронуло и эстетическое направление. Его нельзя трактовать только как эстетическое просвещение, в основном касающееся пропаганды литературы, живописи, музыки и т. д. Хорошо известно, что эстетика мощно включалась в сам процесс трудовой деятельности. Воспитание эстетического вкуса касалось буквально всех сторон жизни человека и по своей сути всегда было направлено на то, чтобы научить человека воспринимать и понимать, любить и ценить прекрасное, видеть его не только в искусстве, но и в повседневной жизни, в человеческих поступках, в той продукции, которая производится на его предприятии.
Необходимо признать, что тогда в стране накопился неплохой опыт эстетического всеобуча. Прежде всего, на ум приходит г. Выборг, где в свое время осуществлялась целая программа: начиная от детского сада, школы, ПТУ и завершая трудовыми коллективами и общественными организациями.
Строго говоря, в той или иной степени нравственность является качественной характеристикой и других видов деятельности – общественно-политической, познавательной, семейно-бытовой. Так или иначе, это лишний раз подчеркивает, что нравственные отношения в чистом виде не существуют и создаются не каким-то отдельным набором средств, а образом жизни окружающих человека людей.
В условиях обновления чрезвычайно актуальной стала проблема нравственного выбора: как поступить в той или иной ситуации, кого поддержать, пойти ли на риск, ответить ли на вызов, жертвовать спокойной жизнью или нет. Правда, в такой ситуации человек нередко олицетворяет противоречивое единство, в котором тесно переплетены и его передовые позиции по ряду вопросов, и его поддержка мнением большинства и, к сожалению, нередко уходящие в прошлое нормы и черты обывательской и потребительской морали. Как известно, осознать противоречивость такого поведения, помочь человеку возвыситься над повседневными событиями, максимально сохранить и развить в нем борца за справедливость – вот задача нравственного воспитания. Показательно, что и большинство людей далеко не всегда противодействовали чуждым социализму нормам и формам сознания и поведения: своекорыстию, себялюбию, эгоизму, – всему тому, что противоречит социалистическому образу жизни.
Особую тревогу вызывало распространение латентных негативных явлений: стяжательства, бюрократизма, взяточничества, недобросовестного отношения к труду, которые не рекламировались и не показывали себя, но самым своим существованием разлагающе воздействовали на духовный мир советских людей.
В последующем все большее значение стало приобретать правовое воспитание, цель которого направлена на то, чтобы уважение к праву, к закону стало убеждением каждого советского человека. Оно предполагало распространение правовых знаний, разъяснение существующего правопорядка и социалистической законности, достижения правовой осведомленности людей, выработку у каждого человека стремления содействовать формированию правового государства в стране. По нашему мнению, специфическое место в воспитательной работы занимала борьба с проявлениями чуждой буржуазной идеологии и морали, со всеми негативными явлениями. Что же касается буржуазной идеологии, то усилия, как правило, концентрировались на противопоставлении классового сознания в капиталистическом и социалистическом обществе, на непримиримости их сущности и противоположности интересов. В то время борьба с пережитками и рецидивами буржуазной морали внутри социалистического общества была сосредотачена на разоблачении идеологии потребительства, а также обычаев и традиций, унижающих честь и достоинство советского человека.
В этой связи тревогу вызывало (и этот факт подтверждают официальные данные социологических исследований) распространение индифферентности немалой части советских людей. Наряду с ней стали реальностью проявления экстремистской идеологии, протекционизм, взяточничество, наркомания, проституция и т. д.
В области так называемого атеистического воспитания КПСС сформулировало свою позицию однозначно и четко. В значительной степени это объясняется тем, что политическая партия выступала за неукоснительное соблюдение конституционных гарантий свободы совести, партия порицала попытки применять религию в ущерб интересам социума и личности [9, с. 138].
Крайне важно, что формирование научного материалистического мировоззрения, опирающегося на объективные закономерности развития природы и общества, тесно переплетается с существованием в реальной жизни религиозной идеологии. Особо следует отметить, что новое мышление в период перестройки по отношению к религии проявилось в том, что партия [10] призвала строить отношение с церковью на основе согласования интересов, объединяющих верующих и неверующих в борьбе за мир, за нравственные начала, за созидательный труд во имя строительства нового общества.
Как никогда остро встал вопрос о том, что успех воспитательной работы будет лишь тогда значительным, когда она будет опираться на весь фундамент человеческой культуры. Здесь уместно отметить В. И. Ленина, который писал, что «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием тех богатств, которые выработало человечество. Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую "вывеску", коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания. Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знанием всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека… Коммунистический союз молодежи взял на себя задачу помочь партии строить коммунизм и помочь всему молодому поколению построить коммунистическое общество. Он должен понять, что только на основе современного образования он может это создать» [11, с. 305–307].
В целом необходимо признать, что повышение общей культуры, приобщение ко всему культурному наследию, усвоение достижений науки приобрело особую значимость. В конечном счете можно даже говорить о том, что такой подход дает основу для высокой идейности, нравственности, духовного богатства, позволяет человеку занимать правильную позицию в отношении суррогатов культуры, массовой культуры, кич-культуры и других проявлений слабости и нищеты человеческого духа.
Обратимся к роли и значению физического воспитания. Дело в том, что основоположники научного коммунизма всегда уделяли колоссальное внимание как умственному, так и физическому развитию, справедливо считая, что только их единство обеспечивает реализацию для всестороннего и гармоничного развития как самого человека, так и общества в целом.
Например, известный философ, член-корреспондент РАН В. В. Миронов утверждает, что К. Маркс, затрагивавший данную тематику, предполагал, что труд в будущем обществе превратится в игру интеллектуальных и физических сил человека [12, с. 119–120], в то время как наш соотечественник В. И. Ленин в беседе с немецким политическим деятелем К. Цеткин подчеркивал, что гармоничное развитие ума и тела служит источником жизнедеятельности, творческой активности и оптимизма.
Ряд отечественных авторов, изучающих данный аспект, считают, что развитие массовой физической культуры и спорта, а также введение физкультурно-спортивной системы ГТО было направлено, прежде всего, на укрепление здоровья граждан, продление жизни, сплочение (единение) различных поколений [13; 14].
Мы обращаем особое внимание на то, что стремление к физическому совершенству, к укреплению своего здоровья и на этой основе обеспечение высокоэффективного производительного труда становилось потребностью все большего количества советских людей. В конце концов любовь и уважение к труду – это та первооснова, от которой зависит все, что образует человека как работника, характеризует уровень его мировоззренческих убеждений в сфере труда, опосредует его поступки и действия.
Необходимо отметить, что научно-технический прогресс (подробнее см. [15]) привнес такое грозное явление, как гиподинамия (малоподвижность), которая приводит к тяжелым заболеваниям, к преждевременной утрате жизненной энергии, к ослабеванию трудовой и общественной деятельности человека. Вместе с тем конкретные исследования показывают, что занятия физкультурой и спортом повышают производительность труда на 3–8 %, а капиталовложения в развитие спортом приносят доходы, в четыре-пять раз превышающие затраты.
Разумеется, что нерешенной проблемой на тот момент (да и сейчас тоже) оставалась массовость физкультурного движения, работа его организаторов по вовлечению как можно большего количества работников в спортивные клубы, в оздоровительные и спортивные мероприятий, а не только на работу со спортсменами, представляющими страну на мировой арене или на союзных встречах. Кроме того, остро тогда стоял вопрос о воспитании с помощью спорта таких идейно-нравственных черт, как коллективизм, трудолюбие, принципиальность, бескорыстие и т. д.
Собственно практика показывает, что морально-политические качества формируются всем социалистическим укладом нашей жизни, всем ходом дел в обществе, и если общество не справится с этими задачами, то болезни его развития и функционирования скажутся и на идейно-воспитательной работе.
Заключение
Несомненно, произведя анализ условия воспитания нового человека, следует иметь в виду, что существенный источник решения этой большой исторической задачи – труд рабочих, колхозников, интеллигенции. В. И. Ленин неоднократно говорил, что сложный и трудный процесс воспитания человека можно осуществлять только на основе преобразования социальной действительности.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что анализ тенденций в развитии воспитательной работы показывает нам, что совершается неуклонный и последовательный процесс обеднения духовного мира людей, их взаимосвязи с обществом, с коллективом, сопутствует увеличению их личной (персональной) ответственности, их более осознанным участием (или неучастием) в решении назревших проблем форсирования социально-экономического развития.
[1] Следует сразу уточнить, что мнение отечественных и зарубежных историков, социологов, политиков по данному вопросу по-прежнему вызывает сильные споры и дискуссии. Можно говорить о том, что перестройка, происходившая в период существования СССР, стала многослойным экономическим, политическим и социальным феноменом, который является актуальным и на сегодняшний день.
1. Christensen P. T. Perestroika and the Problem of Socialist Renewal. Social Text, 1990, (27): 123-146. DOI:https://doi.org/10.2307/466310
2. Polterovich V. M. Institutional reforms and the civil culture. Historical and social-educational ideas, 2016, 8(2/2): 225-238. DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-225-238 (In Russ.)
3. Khlebnikov D. V. The role of social order in the formation of the system approach in the theory of education of the national pedagogy in the 1960s-1980-s. Theory and Practice of Social Development, 2015, (6): 155-158. (In Russ.)
4. Eremina I. S. Civic education in Russia. History and modern times. Psikhopedagogika v pravookhranitel’nykh organakh, 2011, (3): 44-48. (In Russ.)
5. Lenin V. I. The next tasks of the Soviet power. Completed Works. Moscow: Politizdat, 1958, vol. 36, 1-741. (In Russ.)
6. Echev M. A. Patriotism in the Soviet and post-Soviet Russia. Vlast, 2014, (5): 85-89. (In Russ.)
7. Towster J. Soviet Policy on Nationalities. The Antioch Review, 1951, 11(4): 437-448. DOI:https://doi.org/10.2307/4309520
8. Wesson R. G. The military in Soviet society. The Russian Review, 1971, 30(2): 139-145. DOI:https://doi.org/10.2307/127893
9. Kozin S. V., Lyamtseva K. K. The definition of "political party" in political and legal thought of Russia in the second half of the XIX - early XX centuries. Vestnik nauchnoi assotsiacii studentov i aspirantov istoricheskogo fakul`teta Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriia Stydia historica jenium, 2017, (1): 137-141. (In Russ.)
10. Timmermann H. The CPSU and the Western Communist Parties in the 1980s. International Journal, 1982, 37(2): 241-262. DOI:https://doi.org/10.2307/40202041
11. Lenin V. I. The tasks of the youth. Completed Works. Moscow: Politizdat, 1958, vol. 41, 10-695. (In Russ.)
12. Mironov V. V. Marx and Russia: difficulties of mutual perception. Voprosy Filosofía, 2018, (7): 119-130. DOI: https://doi.org/10.31857/S004287440000233-1 (In Russ.)
13. Kozin S. V., Koltsov P. M. TRP: past and present. SCI-ARTICLE.RU, 2015, (23): 94-108. Available at: http://sci-article.ru/number/07_2015.pdf (accessed 14.02.2019). (In Russ.)
14. Kozin S. V. A study of the physical training condition and opinions of citizens on all-Russian physical training and sports set (VFSK) "Ready for labour and deference" (GTO). Improving the system of physical education, sports training, tourism and health of various categories of the population: Proc. XVII all-Russian Sci.-Prac. Conf. with Intern. participation, eds. Loginova S. I., Busheva Zh. I. Surgut: SurGU, 2018, 602-605. (In Russ.)
15. Kantorovich L. V. Economic problems of scientific and technical progress. The Scandinavian Journal of Economics, 1976, 78(4): 521-541. DOI:https://doi.org/10.2307/3439524