REGIONAL EXPERIENCE IN SUPPORTING THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The development of agricultural consumer cooperation in Russia is one of the main tasks of national food security. The research objective was to analyze the current state of agricultural consumer cooperation in the Lipetsk region, Altai Territory, and the Republic of Tatarstan, as well as their development prospects The research featured agricultural consumer cooperatives and their market environment. It was based on empirical methods, analysis, synthesis, modeling, and abstraction. The paper introduces various patterns of formation and development of agricultural cooperation at the regional level. In the Lipetsk region, the number of agricultural consumer cooperatives was found to increase every year. The regional three-level system for managing the development of “region – district – settlement” cooperation proved to be very effective, as did the local cooperation development institutions. The Altai territory appeared to have implemented a pilot model of agricultural consumer cooperation. This model allows cattle farmers who received financial support from the Agrostartup to sell their products to a cooperative. In the Republic of Tatarstan, agricultural consumer cooperation is based on models that are specific for each area. The Lipetsk region appeared to be on the cutting edge of cooperation development. The three-level management they use coordinates the efforts of local authorities and regional governments in the chain “settlement – district – region”. This integrated approach provides an effective regional system of agricultural consumer cooperation in the Russian Federation.

Keywords:
Cooperative, small businesses, agriculture, government support, competence centers, grants
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение Развитие малых форм хозяйствования и адекватных им структур рыночной интеграции – сельскохозяйственных потребительских кооперативов – не конъюнктурная задача, а долгосрочная стратегия. Объединение в кооператив предпринимательских инициатив позволяет получить синергетический эффект от снижения издержек на производство продукции и услуг, а также использовать возможности частно-государственного партнерства на благо развития территории сельского поселения [1]. Одним из главных приоритетов государственной политики Российской Федерации является совершенствование малых форм бизнеса. Именно малые формы хозяйствования формируют базу для совершенствования отечественной сельскохозяйственной потребительской кооперации. Это свидетельствует о заинтересованности национальной сельской экономики в объединении малых форм бизнеса в сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Президент саморегулируемой организации «Российский союз сельскохозяйственных кооперативов “Чаянов”» В. Ф. Вершинин подчеркивает, что «Сельскохозяйственная потребительская кооперация России делает первые шаги к своему возрождению. Для того чтобы она стала значительным фактором отечественного сельского хозяйства, необходимо решение таких проблем, как четкое определение субъектов кооперации, справедливое и разумное решение земельной проблемы» [4]. Российский экономист А. В. Чаянов в своих работах отмечал гибкость и большую приспособляемость кооперативных форм хозяйствования к местным условиям и изменяющейся рыночной конъюнктуре. «Кооперация ... является аппаратом, там, где в каждом отдельном случае надо гибко приспособляться к местным условиям и учитывать мельчайшие особенности каждого местечка и каждого места работы». Совершенствование концепции организационного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации повышает экономический потенциал страны, усиливает конкурентные преимущества и социальный статус сельскохозяйственных товаропроизводителей, формирует благоприятные условия хозяйствования и образует стимулы для роста товарной продукции. Сельскохозяйственная потребительская кооперация содействует росту производства различных видов продукции, созданию новых рабочих мест, повышению доходности в сельском хозяйстве, ведению рентабельного производства, объединяя все субъекты, участвующие в производстве, переработке и продвижении продукции от производства до потребителя (по принципу от «поля до прилавка»). Сдерживающими факторами развития малых форм хозяйствования на селе являются невысокий уровень рентабельности производства, низкий уровень технико-технологического развития, ограниченный доступ к объектам производственной, рыночной и логистической инфраструктуры, слабый уровень развития сельскохозяйственной потребительской кооперации и агропромышленной интеграции, кадровая проблема, а также неустойчивое социальноэкономическое развитие сельских территорий [5]. В 2018 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года». Данный Указ закрепил за сельскохозяйственной потребительской кооперацией статус задачи государственного масштаба. В масштабах страны исполняется национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной инициативы». В России ежегодно проводится Всероссийский съезд сельских кооператоров. В 2021 г. в Москве состоялся ХХХII съезд Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. Учитывая растущий вклад российского фермерства в продовольственное обеспечение страны, а также решение социально-экономических проблем сельской местности, государство активно осуществляет политику, направленную на поддержку фермерского уклада. Сущность этой политики сформулировал В. В. Путин в приветствии XXXI съезду: «Государство будет существенно наращивать поддержку фермерства, способствовать повышению его конкурентоспособности, продвижению наиболее эффективных форм сельскохозяйственной кооперации. Фермеры трудятся во всех сферах АПК, активно внедряют передовые технологии, расширяют площади сельхозугодий, увеличивают объемы продовольствия, выпускают продукцию, отвечающую современным мировым стандартам» [6]. В мировом сообществе базой развития сельского хозяйства являются фермеры, которые введены в систему кооперативов или в систему интеграции с более крупными компаниями. Например, компании Valio или Campina являются сельскохозяйственными кооперативами фермеров. Правительство Эфиопии поощряет кооперативы как одно из основных направлений политики поддержки предоставления услуг. Данная политика направленна на стимулирование преобразований в сельском хозяйстве, повышение продовольственной безопасности и сокращение масштабов нищеты в сельских районах. В результате правительственной стратегии индустриализации, ориентированной на развитие сельского хозяйства, начатой в 1990 г., число кооперативов в сельскохозяйственном секторе Эфиопии растет. Согласно опросу, проведенному Агентством по трансформации сельского хозяйства, кооперативный сектор в Эфиопии вырос на 87 % за последние пять лет. Число кооперативов увеличилось в региональных штатах Тыграй, Оромия и Сомали [7]. В Великобритании фермерство представляет собой семейный бизнес, где число работников составляет от 2 до 5 человек. При этом Великобритания производит более 75 % сельскохозяйственных продуктов, потребляемых населением. Развитие фермерства определяют как природно-климатические, так и социально-экономические условия стран [8]. Для получения положительного эффекта в области расширения сельских районов среди мелких производителей необходима более организованная стратегия, такая как расширение доступа к сельским кредитам. Это повысит вероятность доступа к услугам, новым технологиям и знаниям, которые уже используются крупными 16 Suray N.M. et al. Food Processing: Techniques and Technology, 2022, vol. 52, no. 1, pp. 13–31 фермами [9]. Местная промышленная политика в Китае играет важную роль в условиях рыночных сбоев в развитии сельскохозяйственных кластеров. Местные власти реализовали серию промышленных политик для содействия прогрессу чайной промышленности на различных этапах развития [10]. Программа стратегического развития России предполагает интенсивное использование научнотехнического потенциала и смещение акцентов в сторону инновационного производства [11]. В России по итогам 2019 г. число сельскохозяйственных кооперативов увеличилось на 30,3 % по сравнению с 2018 г. (рис. 1). Самыми распространенными видами поддержки в России являются: поддержка в виде грантов; формирование центров компетенций, которые доводят до личных подсобных хозяйств и членов-фермеров сельскохозяйственных кооперативов информацию о комплексе мер для их поддержки; создание условий для участия сельскохозяйственных кооперативов в выставках и ярмарках; помощь в организации курсов, помогающих организовать процесс для руководящего состава и специалистов сельскохозяйственной кооперации. Ведется активная работа по организации оптово-распределительных центров, учредителем в которых является сельскохозяйственный кооператив. Государство создает малому бизнесу условия для развития в виде ведомственных целевых программ. Однако кооперативное движение должной организационной поддержки не получило. Все большее значение приобретают услуги снабженческосбытовых и перерабатывающих кооперативов. Однако средний и крупный бизнес не заинтересован в таком сотрудничестве, т. к. это влечет за собой рост затрат их собственного производства, дополнительную нагрузку на бухгалтерскую службу, утрату маржи от разницы в закупочных ценах, которую придется возвращать поставщикам сырья, и необходимость раскрывать собственную бухгалтерскую отчетность. Решение этих проблем требует консолидации усилий районных и региональных органов управления по пропаганде и поддержке кооперативного движения, поиска стимулов для среднего бизнеса, а также работу с мелкими поставщиками сельхозсырья и подготовку специалистов. Роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в современной экономике состоит в объединении без потерь юридической и хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью создания условий для их экономического развития путем повышения товарности, конкурентоспособности производимой продукции и обеспечения доступности ее реализации на региональном, национальном и мировом рынках. Целью работы является анализ современного состояния и опыта развития сельскохозяйственной потребительской кооперации на примерах Липецкой области, Алтайского края и Республики Татарстан, а также определение перспектив их развития. Потенциал развития кооперации в анализируемых регионах определен рядом особенностей функционирования малых форм хозяйствования. Анализируемые регионы во взаимодействии с Федеральной корпорацией МСП занимаются вопросами формирования комплексной системы развития сельскохозяйственной кооперации, направленной на повышение эффективности и доходности сельскохозяйственного производства в сельской местности, в том числе малых форм хозяйствования; увеличения количества действующих сельскохозяйственных кооперативов; создания новых рабочих мест в сельской местности. Для этих целей в регионах разработаны дополнительные меры, направленные на стимулирование развития сельскохозяйственной кооперации, и приняты «дорожные карты» по их реализации. Рисунок 1. Динамика развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в России за период 2013–2019 гг. Figure 1. Agricultural consumer cooperatives in the Russia in 2013–2019 17 Сурай Н.М. [и др.] Техника и технология пищевых производств. 2022. Т. 52. № 1 С. 13–31 Рисунок 2. Динамика развития числа сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Липецкой области, Республике Татарстан и Алтайском крае за период 2017–2020 гг., ед. Figure 2. Agricultural consumer cooperatives in the Lipetsk region, the Republic of Tatarstan, and the Altai Territory in 2017–2020, units Объекты и методы исследования Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученыхэкономистов в области развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, опубликованные в специализированных научных и периодических изданиях. Объектами исследования выступили сельскохозяйственные потребительские кооперативы и рырыночная среда, в условиях которой они создаются и развиваются. В процессе исследования использовались монографический, экономико-статистический и сравнительный анализ, а также другие методы экономических исследований. Информационной базой исследования стали законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, материалы Министерства сельского хозяйства РФ, материалы интервью, а также данные управлений сельского хозяйства исследуемых территорий, данные официального сайта Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. Научная новизна данной работы заключается в обобщении результатов исследования современного состояния сельскохозяйственной потребительской кооперации в Липецкой области, Алтайском крае и Республики Татарстан, а также в систематизации тенденций ее развития. Результаты и их обсуждение По итогам 2017 г. Липецкая область, Алтайский край и Республика Татарстан определены пилотными территориями, в которых коллегиально с АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» разрабатываются эффективные способы поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации. Анализ данных показал, что Липецкая область, Алтайский край и Республика Татарстан различаются по уровню и тенденциям развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. По состоянию на 1 января 2021 г. в Липецкой области число сельскохозяйственных потребительских кооперативов составило 906 единиц, в Республике Татарстан и Алтайском крае их количество достигло 56 и 391 единиц соответственно (рис. 2). Доля работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Липецкой области составляет около 95,5 %. Кооперативы второго и последующих уровней – 21 единица. По итогам 2020 г. создано всего 2 кооператива. Это обусловлено запретом на массовые мероприятия в связи с введением ограничительных мер по COVID-19. Как показывают данные рисунка 2, в Липецкой области ежегодно наблюдается увеличение числа сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Этому содействует эффективно функционирующая трехуровневая система управления развитием кооперации «область – район – поселение», а также высокопроизводительная деятельность институтов развития кооперации (рис. 3) [8, 12]. На областном уровне администрация региона и исполнительные органы власти обеспечивают координацию работы всех уровней систем, государственную поддержку развития кооперативов по 20 направлениям (субсидии, гранты и налоговые льготы), создают инфраструктуру сбыта кооперативной продукции. На районном уровне функционируют координационные центры, которые проводят работу с координаторами в поселениях, предлагают ориентиры дальнейшего развития и обеспечивают информационную поддержку. На уровне поселений координаторами являются главы муниципальных образований. Они проводят работу с населением, осуществляют поиск инициативных людей и информируют о преимуществах развития кооперации. В 2021 г. на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов из федерального и областного бюджетов Липецкой области предоставлено 45 млн руб. Минимальная субсидия составила 3 млн 670 тыс. руб., максимальная – 14 млн 700 тыс. руб. Сельскохозяйственные кооперативы-грантополучатели планируют заниматься переработкой птицы, производством полуфабрикатов, колбасных изделий, комбикормов, 18 Suray N.M. et al. Food Processing: Techniques and Technology, 2022, vol. 52, no. 1, pp. 13–31 хлебобулочных изделий и хлебопекарной продукции, доработкой овощей, а также приобрести необходимую сельхозтехнику. В 2021 г. в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области» выделены гранты начинающим фермерам на сумму 95,3 млн руб., семейным фермам – 37,9 млн руб., сельскохозяйственным потребительским кооперативам – 57,4 млн руб. С помощью грантов члены кооперативов планируют организовать и модернизировать кооперативные цеха по переработке мясного сырья, молока-сырья, продукции пчеловодства и шоковой заморозки картофеля. Сельскохозяйственным потребительским кооперативам в рамках государственной программы «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области» из областного бюджета предоставлены субсидии на приобретение сельскохозяйственного оборудования, животных, кормов и семян в размере 17,1 млн руб. В рамках государственной программы Липецкой области действует государственная поддержка, которая предусматривает субсидии: I. Трехуровневая система управления Создание институтов поддержки кооперации Разработка и реализация программы Координация работы всех уровней системы управления Область Администрация области, исполнительные органы власти Район Координационные центры Работа с координаторами в поселениях, информационная поддержка Поселение Координаторы (главы поселений) Работа с населением, поиск инициативных людей II. Институты и финансовые инструменты поддержки кооперации Центр развития кооперативов Методическая поддержка кооперативов (консультации, форумы, семинары, вебинары) НМФО «Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» Фонд поддержки кооперативов Финансовое обеспечение – предоставление льготных займов – до 5 млн руб. сроком до 4 лет под 5 % годовых Областной Союз кооперативов Консультации по экономическим и правовым вопросам Разработка методических материалов по вопросам осуществления деятельности кооперативов в соответствии с законодательством РФ Ревизионный Союз СК ЦФО «Липецкий» Проведение ревизий финансовохозяйственной деятельности кооперативов Консультирование и обучение Прочие фонды Прочие виды поддержки Рисунок 3. Модель трехуровневой системы управления развитием кооперации в Липецкой области [13] Figure 3. Three-level management system of cooperation development in the Lipetsk region [13] 19 Сурай Н.М. [и др.] Техника и технология пищевых производств. 2022. Т. 52. № 1 С. 13–31 24,4 млн руб. и 25 крестьянским (фермерским) хозяйствам в форме гранта «Агростартап» на сумму 72,3 млн руб. (средний размер гранта 2,9 млн руб.). Среди поддержанных проектов есть те, которые связаны с мясо-молочным скотоводством и овцеводством, пчеловодством, овощеводством, выращиванием земляники и малины и даже ореховодством. В целях оказания поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам функционирует некоммерческая микрокредитная компания «Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства», предоставившая по итогам 2020 г. займы 121 крестьянским (фермерским) хозяйствам на сумму 188,8 млн руб. и 65 сельскохозяйственным потребительским кооперативам на сумму 76,3 млн руб. Активно осуществляет деятельность центр компетенций агропромышленного комплекса Липецкой области, оказывающий разнообразный перечень услуг малому сельскому бизнесу: консультирование, подготовка документов на получение государственной поддержки, кредитов, лизинга, бухгалтерское и налоговое сопровождение и т. д. В 2020 г. получателями услуг явились 506 КФХ, 47 СПоК и 354 ЛПХ. Центром компетенций проведено 19 семинаров по вопросам развития малых форм хозяйствования, в которых проинформировано 699 человек о государственной поддержке сельскохозяйственной потребительской кооперации, об организации крестьянских (фермерских) хозяйств и о земельных отношениях. Алтайский край является одним из крупнейших аграрных регионов Российской Федерации. Отличительной особенностью региона является – сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию (включая приобретение оборудования и складской техники) сельскохозяйственных кооперативных рынков; – сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат, направленных на разработку и/или регистрацию товарного знака производимой сельскохозяйственной продукции; – сельскохозяйственным потребительским кооперативам второго уровня, союзам кооперативов на возмещение части затрат на разработку и/или регистрацию единого товарного знака (логотипа, бренда); – сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат по уплате процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях и направленными на строительство, реконструкцию и ремонт сельскохозяйственных кооперативных рынков и стационарных розничных предприятий по торговле сельскохозяйственной продукцией. Объем финансирования на развитие кооперации различных направлений деятельности составил 29,5 млн руб. На выполнение регионально значимых направлений в сфере сельскохозяйственной кооперации выделено 213 млн руб., в том числе 114,8 млн руб. из средств федерального бюджета, 129,5 млн руб. из областного бюджета (табл. 1). В рамках регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» на 1 января 2021 г. выделена финансовая поддержка 7 сельскохозяйственным потребительским кооперативам на сумму Направление Сумма, млн руб. Общий объем государственной поддержки 45,0 Стимулирующая субсидия: – поддержка малых форм хозяйствования 86,4 Региональный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»: – субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам, являющимся субъектами МСП 97,1 – приобретение сельскохозяйственной техники и специализированного автотранспорта (предоставление субсидий на приобретение маточного поголовья мясного КРС) 15,8 – закупка сельскохозяйственной продукции у членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (возмещение до 15 % затрат) 5,6 – приобретение имущества в целях передачи его в собственность СПоК (возмещение до 50 % затрат, но не более 3 млн руб. на один СПоК) 13,7 Таблица 1. Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Липецкой области, 2021 г. Table 1. State support for agricultural consumer cooperatives in the Lipetsk region, 2021 20 Suray N.M. et al. Food Processing: Techniques and Technology, 2022, vol. 52, no. 1, pp. 13–31 высокая доля сельского населения – 43 % (по России – 26,1 %). В Алтайском крае функционирует 56 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Ключевыми направлениями их деятельности являются мясное, молочное, масложировое и свеклосахарное производство, а также производство органической продукции. В регионе наблюдаются средние темпы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации и интеграционных связей между хозяйствующими субъектами агропромышленного сектора. Ключевыми проблемами на пути к развитию обозначенных интеграционных связей являются высокая предпринимательская активность торгово-посреднических структур на рынке сельскохозяйственной продукции и монопольные действия заготовительных, перерабатывающих, торговых предприятий и организаций, поставщиков и подрядчиков. Перед Алтайским краем поставлена задача в рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» к 2024 г. обеспечить вовлечение в малое и среднее предпринимательство не менее 1032 субъектов, ведущих активную деятельность в сельском хозяйстве. В связи с этим в Алтайском крае, одном из первых среди регионов России, в рамках выше обозначенного регионального проекта разработана и реализована пилотная модель создания сельскохозяйственного потребительского кооператива (рис. 4). В основе данной модели заложен принцип объединения глав крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших грант «Агростартап» и занимающихся производством продукции животноводства с последующей ее реализацией в кооператив. Кооператив концентрирует в своей деятельности крупные объемы сырья (например, сырого молока) и обеспечивает его первичную обработку и реализацию на молочный завод по цене, равной цене продукции крупных хозяйств. С 2021 г. региональный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» вошел в состав регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства». Реализация данного проекта предоставляет возможность сельскохозяйственным кооперативам получить государственную поддержку. Приоритетное и социально значимое направление поддержки – развитие молочного животноводства, сбор и транспортировка молока до перерабатывающего предприятия. В 2019 г. в регионе реализуют пилотные проекты – сельскохозяйственные потребительские кооперативы «АгроСтарт» в Немецком национальном районе и «Фортуна» в Волчихинском районе. В их состав входят 17 аграриев, общая сумма поддержки которых составила 64 млн руб. Средства направлены на формирование материально-технической базы кооперативов для сбора и переработки молока, приобретения главами крестьянских фермерских хозяйств поголовья сельскохозяйственных Рисунок 4. Модель развития системы кооперации Алтайского края Figure 4. Development model of the cooperation system in the Altai Territory Трехуровневая система управления Край Район Поселение Институты поддержки кооперации Фонд развития кооперативов Центр развития кооперативов Направления развития кооперации Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края Координационный центр во главе с заместителем главы администрации района Ответственный координатор по объединению активных людей в кооперативы Организационные мероприятия по развитию кооперативов всех направлений деятельности для построения эффективной системы сельскохозяйственной кооперации с участием государства Обеспечение доступа малых форм бизнеса к финансовым рынкам, расширение деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов Улучшение материально-технической базы кооперативов с участием государства, повышение финансовой устойчивости, расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции 21 Сурай Н.М. [и др.] Техника и технология пищевых производств. 2022. Т. 52. № 1 С. 13–31 три автомобиля для транспортировки молока, а также оборудование для закупа и транспортировки молока. В целях реализации национальных целей, которые обозначены в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в Алтайском крае разработан и действует региональный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». Проект предусматривает дополнительные способы государственной поддержки развития фермерских хозяйств («Агростартапов») и сельскохозяйственной потребительской кооперации. В 2019 г. в Алтайском крае поддержка малых форм бизнеса в сельской местности осуществлялась в рамках подпрограммы «Поддержка развития сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования» государственной программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» по следующим направлениям: «единая» субсидия в размере 150,2 млн руб. и реализация мероприятий в рамках регионального проекта в размере 64,3 млн руб. Таким образом, за 2012–2019 гг. реализации мероприятия «Предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров» предоставлено 272 проекта, направленных на техническое оснащение материально-производственной базы и бытовое обустройство крестьянских (фермерских) хозяйств. Это позволило обеспечить техническое оснащение производства сельскохозяйственного бизнеса и сохранить темпы роста производства продукции в нем. Лидерами конкурсного отбора признаны начинающие фермеры из 52 районов Алтайского края. Высокую активность проявили фермеры Чарышского, Алтайского, Краснощековского, Троицкого, Волчихинского, Смоленского и Тальменского муниципальных районов. В 2019 г. средний размер одного гранта, предоставленного сельскохозяйственному потребительскому кооперативу, составил 12,5 млн руб. животных, животноводческого оборудования и сельскохозяйственной техники. В рамках национального проекта в 2021 г. в Алтайском крае реализуются три региональных проекта: «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами»; «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» и «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства». На их реализацию в 2021 г. предусмотрено 243,5 млн руб. бюджетных средств. Они распределяются на оказание различных форм государственной поддержки, включая займы, гранты, образовательные программы и информационноконсультационное сопровождение (табл. 2). В 2019 г. на основе данной модели на территориях сельских поселений Волчихинского и Немецкого национального районов Алтайского края организованы два сельскохозяйственных потребительских кооператива – «Фортуна» и «АгроСтарт». По итогам 2019 г. получателями гранта «Агростартап» произведено 141 т молока, 9 т скота и птицы на убой. Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составила 2,3 млн руб., образовано 36 новых постоянных рабочих мест. В 2020 г. государственную поддержку получили 14 агростартапов. В 2019 г. в регионе было создано два кооператива в Волчихинском и Немецком национальном районах, в которых вошли 17 фермеров. В 2020 г. создан сельскохозяйственный потребительский кооператив «Млечный путь», который объединил 12 аграриев Чарышского и Краснощековского районов. На развитие материально-технической базы кооператива выделено 42 млн руб. В 2021 г. государственную поддержку в сумме 40 млн руб. выделили на образование и развитие кооператива «Агростарт-Шипуново» Шипуновского района. В настоящее время приобретено более 180 голов молочного скота, два трактора для кормозаготовки, Направление Сумма Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития их материально-технической базы: – из средств федерального бюджета, тыс. руб. – из средств краевого бюджета, тыс. руб. 20 000,0 202,0 Субсидии на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов по закупу сельскохозяйственной продукции у членов кооперативов, млн руб. 4,2 Реализация регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации»: – из средств федерального бюджета, тыс. руб. – из средств краевого бюджета, тыс. руб. 72 922,8 736,6 Таблица 2. Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Алтайском крае, 2021 г Table 2. Support for agricultural consumer cooperatives in the Altai Territory, 2021 22 Suray N.M. et al. Food Processing: Techniques and Technology, 2022, vol. 52, no. 1, pp. 13–31 форм агробизнеса по отдельной подпрограмме «Поддержка малых форм хозяйствования». Программа предусматривает устойчивое развитие сельских территорий через организацию и развитие производства товарной продукции в формате семейных ферм, личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В республике действует Концепция развития потребительской кооперации на 2021–2025 гг. Реализация концепции должна обеспечить повышение роли организаций потребительской кооперации в развитии заготовительной, производственной и торговой деятельности в сельских населенных пунктах Республики Татарстан, а также способствовать повышению трудовой занятости жителей. Главной ее целью является оказание государственной поддержки доходогенерирующим проектам (ДГП), основанным на гражданских инициативах по объединению в кооперативы. ДГП является объектом коллективного пользования и включает в себя движимое и недвижимое имущество: специализированную сельскохозяйственную технику и оборудование (комбайны, тракторы, транспортные средства для перевозки сельхозпродукции, специализированное оборудование для погрузки и разгрузки, транспортеры), высокотехнологичное специализированное оборудование по обработке и для переработки сельхозпродукции (линии мойки, калибровки и расфасовки, оборудование для охлаждения и хранения), а также лабораторное оборудование для проведения исследований. Членами кооператива при участии властей на территории муниципалитета создается генерирующий доход объект (модуль для охлаждения молока или для обработки и фасовки ягод, овощей). Участники кооператива получают этот объект в пользование. Государство (в лице муниципалитета) выступает в качестве инвестора, финансирующего имущественный комплекс общего пользования. Муниципалитет устанавливает с кооперативом, который использует этот комплекс, арендные отношения. В стоимость аренды включаются амортизационные отчисления, коммунальные платежи и ряд накладных налоговых расходов. Далее выполняются работы по регистрации объекта и постановке на баланс администрации сельского поселения. Создание такого комплекса позволяет увеличить доходность сельского труда минимум на 25 %. Для кооперативов предусмотрена поддержка с грантом до 70 млн руб. С начала 2021 г. около 152 хозяйств получили поддержку по программам развития семейных ферм, «Начинающий фермер» и «Агростартап» на общую сумму 889 млн руб. Также на субсидирование сельскохозяйственВ 2021 г. на выплату субсидий по грантовой поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития их материальнотехнической базы предусмотрено из средств федерального бюджета 20 000,0 тыс. руб., а из средств краевого бюджета – 202,0 тыс. руб. Меры финансовой поддержки, направленные на развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае: – предоставление грантов на развитие материальнотехнической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, а также на поддержку начинающих фермерских хозяйств; – предоставление кооперативам и их членам микрозаймов и поручительств некоммерческими организациями «Алтайский гарантийный фонд» и НО МК «Алтайский фонд микрозаймов»; – предоставление субсидий на развитие материальнотехнической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в размере 25,0 млн руб., из них за счет средств федерального бюджета – 23,75 млн руб., краевого бюджета – 1,25 млн руб.; – предоставление субсидий на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в размере 40,0 млн руб., из них за счет средств федерального бюджета – 38,0 млн руб., краевого бюджета – 2,0 млн руб.; – предоставление субсидий на поддержку начинающих фермеров в размере 75,0 млн руб., из них за счет средств федерального бюджета – 71,25 млн руб., краевого бюджета – 3,75 млн руб.; – внедрение в каталог гарантийных продуктов НО «Алтайский гарантийный фонд» программы предоставления поручительств «Кооперация»; – содействие в вовлечении кооперативов и их членов в приобретение с помощью средств Алтайского краевого лизингового фонда техники и оборудования посредством использования механизма лизинга (финансовой аренды). Республика Татарстан входит в тройку лидеров среди субъектов Российской Федерации по объему валовой сельскохозяйственной продукции. Она занимает 2,3 % сельскохозяйственных угодий страны. Преимущества Республики Татарстан в современных условиях определяют высокий уровень финансовой и организационной поддержки агропромышленного комплекса, а также значительная роль крупных модернизированных агрохолдингов. В республике разработана и действует дорожная карта по развитию сельскохозяйственной кооперации. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 – 2025 годы» предусматривает поддержку малых 23 Сурай Н.М. [и др.] Техника и технология пищевых производств. 2022. Т. 52. № 1 С. 13–31 ных потребительских кооперативов выделено 98,847 млн руб., в том числе из бюджета Республики – 18,781 млн руб. (табл. 3). В результате этих мероприятий поголовье молочного стада увеличилось на 4,8 тыс. голов, лошадей – на 1,7 тыс., овец – свыше 2,2 тыс. В республике создано 500 новых рабочих мест. Помимо региональных грантов и субсидий, республика участвует в национальном проекте «Создание систем поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», на финансирование которого в 2021 г. получено 327 млн руб. Специфика Республики Татарстан заключается в реализации региональных инициатив и программ поддержки сельского хозяйства, в том числе мелких хозяйств. Однако проблемой является отсутствие разветвленной с оптимально расположенными звеньями системы сбыта продукции мелких хозяйств. Это имеет особое значение не только для развития частного животноводства и растениеводства, но и сохранения сельского населения. В регионе сельскохозяйственная потребительская кооперация развивается и действует по моделям, которые разрабатываются для каждого района с поиском подходящих фермерских хозяйств и с поддержкой региональных властей. В республике в целях расширения возможностей продвижения сельскохозяйственной продукции образован сельскохозяйственный кооператив второго уровня, который состоит из 10 сельскохозяйственных потребительских кооперативов: «Искра» Тукаевского района, «Рассвет» и «Синергия» Арского района, «Каймак» Сабинского района, «Амирхан» Кукморского района, «Заготпром» Нурлатского района, «Каймак» Спасского района, «Шушма» Балтасинского района, «НИВА» Мензелинского района, «Юлдуз» Кайбицкого района. Кооперативы первого уровня получают сбытовое сопровождение от Министерства сельского хозяйства РФ, в частности заключают договоры с ритейлерами как сетевого характера, так и формата «у дома». На современном этапе развития сельской экономики малые формы бизнеса являются базой государства в решении глобальных социальноэкономических проблем, а также становятся источником создания новых рабочих мест, способствуя сокращению уровня безработицы и трудовой миграции сельского населения, развитию конкурентной среды и насыщению продовольственного рынка. В их пользовании находится около 30 % всех сельскохозяйственных угодий России. Более половины сельскохозяйственной продукции производится мелкими агарными товаропроизводителями. Помимо высоких производственных показателей, крестьянские (фермерские) хозяйства обеспечивают обустройство сельских территорий: развивают инфраструктуру, оказывают поддержку личным подсобным хозяйствам граждан, создают новые рабочие места, содействуют сохранению сельских поселений и решению демографической вопросов. По состоянию на 1 января 2020 г. на территории страны функционирует 176,3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в сельскохозяйственном Направление Сумма Субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных заготовительнопотребительских кооперативов, заготовительных организаций и предприятий потребительской кооперации по закупке, переработке и реализации мяса, шерсти и кожевенного сырья, тыс. руб. 30 Гранты «Агропрогресс», млн руб. 30 Гранты на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов: – за счет средств федерального бюджета, тыс. руб – за счет средств бюджета субъекта РФ, тыс. руб. 925 029 669 846 Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации: – за счет средств федерального бюджета, тыс. руб – за счет средств бюджета субъекта РФ, тыс. руб. 1. Субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части отдельных затрат, понесенных в текущем финансовом году; 2. Гранты «Агростартап»; Субсидии на обеспечение деятельности и достижение эффективности центра компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров 265 077 62 178 Таблица 3. Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Татарстан, 2020 г. Table 3. State support for agricultural consumer cooperatives in the Republic of Tatarstan, 2020 24 Suray N.M. et al. Food Processing: Techniques and Technology, 2022, vol. 52, no. 1, pp. 13–31 секторе, из которых 133 тыс. являются индивидуальными предпринимателями – главами крестьянского (фермерского) хозяйства, 31 тыс. – индивидуальными предпринимателями, 13 тыс. имеют статус крестьянского (фермерского) хозяйства – юридического лица, а также 23 млн личных подсобных хозяйств [13]. Количество сельскохозяйственных производителей по категориям в исследуемых территориях представлено в таблице 4. В Алтайском крае наблюдается значительное количество крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей по Сибирскому федеральному округу. В разрезе анализируемых регионов, число которых в совокупности составляет более 5000 единиц, каждый из них имеет в среднем по 783,1 га земли. Развитие хозяйств населения в Алтайском крае связано с развитием производственносбытовой кооперации и трансформацией высокотоварных личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства. По состоянию на 1 января 2021 г. в Липецкой области зарегистрировано 1535 единиц крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. По итогам 2020 г. доля личных подсобных хозяйств, вовлеченных в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, за исключением кредитных, составила 40,8 %. В Республике Татарстан функционирует более 3500 крестьянских (фермерских) хозяйств и 348 индивидуальных предпринимателей, а также свыше 468 тыс. личных подсобных хозяйств. Средний размер земельного участка на одно крестьянское (фермерское) хозяйство составляет 103 га. Значительный вклад малых форм агробизнеса на селе в обеспечение страны продовольствием подтверждают данные, отраженные на рисунке 5. Таким образом, малые формы бизнеса в России по итогам 2020 г. произвели около 41,7 % продукции от общего объема, производимой всеми категориям хозяйств. Анализ данных показал, что в Российской Федерации удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, в общем производстве сельскохозяйственной продукции ежегодно увеличивается. По итогам 2020 г. объем произведенной продукции в этом секторе составил 14,3 % от общего объема производства, а в 2015 г.– 11,5 %. Несмотря на пандемию, фермерский сектор продолжил увеличивать свой вклад в продовольственное обеспечение страны. Наибольший удельный вес малых форм хозяйствования в производстве валовой сельскохозяйственной продукции среди анализируемых регионов продемонстрирован в Республике Татарстан (50,1 %). Этому способствует рост крупномасштабного аграрного производства в рамках развития агропромышленной интеграции. В Алтайском крае доля малых форм агробизнеса составляет около 44 %. В регионе наблюдается ежегодный рост доли крестьянских (фермерских) хозяйств, включая ИП, в производстве сельскохозяйственной продукции. Если в 2012 г. доля продукции, произведенной в этом секторе, составила 10,5 % от общего объема производства, то в 2020 г. – 17,7 %. В Липецкой области доля малых форм агробизнеса составляет порядка 22 %. Крестьянские (фермерские) хозяйства являются наиболее динамичным сектором агропромышленного комплекса страны, ежегодно увеличивающим свою долю в производстве важнейших видов сельскохозяйственной продукции, в том числе зерна, молока, мяса и овощей. По данным Росстата, размер посевных площадей в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2020 г. составил 24 млн 814 тыс. га, что на 490 тыс. га больше показателя прошлого года. Фермерский сектор занимает 31,2 % от общей посевной площади в России. На малые формы хозяйствования приходится 60,5 % всех посевов. Важно отметить значимую роль этого сектора в структуре посевов под зерновые и зернобобовые культуры, а также подсолнечника на зерно. В 2020 г. крестьянские (фермерские) хозяйства получили 29,6 % от всего урожая зерна (табл. 5) [14,15]. Потенциал развития кооперации в Алтайском крае определен рядом особенностей функционирования Таблица 4. Количество сельскохозяйственных производителей по категориям на 1 января 2021 г., ед. Table 4. Agricultural producers by category as of January 1, 2021, units Категории хозяйств Липецкая область Алтайский край Республика Татарстан Сельскохозяйственные организации 443 1087 745 Личные подсобные хозяйства и другие индивидуальные хозяйства граждан 279359 568489 570568 Некоммерческие объединения граждан 144 377 1382 Крестьянские (фермерские) хозяйства 1143 4051 3827 Индивидуальные предприниматели 392 1024 348 25 Сурай Н.М. [и др.] Техника и технология пищевых производств. 2022. Т. 52. № 1 С. 13–31 малых форм хозяйствования в регионе. Алтайский край занимает второе место в Российской Федерации по посевной площади зерновых и зернобобовых культур. Ведущая роль в структуре растениеводства принадлежит зерновому хозяйству, которое является наиболее крупной отраслью агропромышленного комплекса Алтайского края. По итогам 2020 г. доля крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в производстве зерна составила 33,2 % от общего сбора зерна (в 2019 г.– 34,4 %). Крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х) производят порядка 30 % продукции растениеводства от общего объема. Производство картофеля, овощей, плодов и ягод сосредоточено в хозяйствах населения. По итогам 2020 г. было выращено 85,9 % общего сбора картофеля (2019 г. – 83,6 %), получено 68,7 % овощей (2019 г. – 72,5 %). Площадками передового опыта и использования современных технологий и техники в растениеводстве являются: ИП Глава К(Ф)Х Григоренко В. В. (Ключевский район), ИП Глава К(Ф)Х Горлов С. В., КФХ Иванова А. Н. (Косихинский район), ИП К(Ф)Х Бакушкин Ю. А. (Ребрихинский район), ИП Глава К(Ф)Х Кожанов С. А. (Михайловский район) и другие. Природно-климатические условия и наличие земельных ресурсов позволяют заниматься Рисунок 5. Структура валового производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств по России в целом, Липецкой области, Алтайскому краю и Республике Татарстан, 2020 г., % Figure 5. Gross agricultural production by farm categories in the Russia, the Lipetsk Region, the Altai Territory, and the Republic of Tatarstan, 2020, % Отдельные виды продукции сельского хозяйства Российская Федерация Алтайский край Липецкая область Республика Татарстан Категории хозяйств КФХ и ИП* Хозяйства населения КФХ и ИП* Хозяйства населения КФХ и ИП* Хозяйства населения КФХ и ИП* Хозяйства населения Зерно (в весе после доработки) 29,6 0,7 33,2 0,8 17,0 0,8 24,3 0,1 Картофель 13,9 65,2 6,3 85,9 3,9 59,0 2,7 87,3 Овощи 21,4 50,1 13,2 68,7 2,5 47,7 10,2 75,7 Плоды и ягоды – – – 88,1 20,0 25,0 – – Молоко 13,6 37,4 7,1 46,3 6,6 19,2 9,2 28,7 Скот и птица на убой (живой вес) 3,8 19,6 3,2 37,2 1,0 6,7 4,2 21,5 Яйца 1,1 18,2 0,8 15,1 1,3 22,6 2,0 20,5 Таблица 5. Структура производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств по России, Алтайскому краю, Липецкой области и Республики Татарстан, 2020 г., % Table 5. Agricultural products by farm categories in Russia, Altai Territory, Lipetsk Region, and the Republic of Tatarstan, 2020, % * Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальный предприниматель. 26 Suray N.M. et al. Food Processing: Techniques and Technology, 2022, vol. 52, no. 1, pp. 13–31 животноводством во всех районах края. Структура производства сырого молока по категориям хозяйств в 2020 г. распределилась следующим образом: 8,7 % всех объемов произведено крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, 46,3 % – хозяйствами населения. В регионе продолжается тенденция укрупнения фермерских хозяйств. Главной отраслью сельского хозяйства Липецкой области является растениеводство, доля которого составляет более 60 % от объема сельскохозяйственного производства. Вклад малых форм хозяйствования в аграрную экономику региона ежегодно составляет порядка 30 % (произведено 24 % яиц, 63 % картофеля). Одним из наиболее эффективных механизмов повышения в цене доли производителя является развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта продукции АПК. Кооперативами в 2018 г. произведено пищевой продукции на сумму 5,5 млрд руб. Закуплено сельхозпродукции кооперативами от ЛПХ на сумму 7,1 млрд руб. В соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ основными видами сельскохозяйственных кооперативов являются перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие и обслуживающие [1]. В таблице 6 отражена динамика развития сельскохозяйственной потребительской кооперации на примере анализируемых регионов. Липецкая область выступает лидером в России по развитию потребительских снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов. Кредитные кооперативы осуществляют финансовую поддержку путем предоставления надежных займов, создают дополнительный источник инвестиций в экономику местных территорий, способствуют развитию малых форм хозяйствования. За восемь лет в Липецкой области образовано 314 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооператива первого уровня, состоящие из 70 тыс. личных подсобных хозяйств и 19 единиц СКПК второго уровня. В 2020 г. данными кооперативами было выдано займов на сумму 1,22 млрд руб. Также от членов кооперативов привлечено займов на сумму 534,3 млн руб. Администрация Липецкой области активно поддерживает сельскохозяйственные кредитные кооперативы посредством стимулирования в виде субсидий. Приоритетными видами деятельности для сельхозкооперативов являются заготовка, хранение и переработка мяса и молока, а также убой сельхозживотных и птицы. По итогам российской агропромышленной выставки «Золотая осень 2020» передовыми сельскохозяйственными потребительскими кооТаблица 6. Динамика развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Липецкой области, Алтайском крае и Республике Татарстан за период 2017–2021 гг., ед. Table 6. Agricultural consumer cooperatives in the Lipetsk Region, Altai Territory, and the Republic of Tatarstan in 2017–2021, units Виды сельскохозяйственных потребительских кооперативов Год 2017 2018 2019 На 1.01.2021 Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов Липецкая область Алтайский край Республика Татарстан, в т.ч. 893 38 – 903 51 – 904 55 274 906 56 302 – снабженческо-сбытовые: Липецкая область Алтайский край Республика Татарстан 505 11 – 506 25 – 506 33 154 506 33 166 – кредитные: Липецкая область Алтайский край Республика Татарстан 329 20 – 337 19 – 337 15 80 338 15 86 – перерабатывающие: Липецкая область Алтайский край Республика Татарстан 59 7 – 60 7 – 61 7 40 62 8 50 27 Сурай Н.М. [и др.] Техника и технология пищевых производств. 2022. Т. 52. № 1 С. 13–31 перативами в Липецкой области стали «Липецкие овощи» (Становлянский район) и «Замартыновский». «Липецкие овощи» занимаются переработкой овощей для оптовой и мелкооптовой реализации, а «Замартыновский» производством, переработкой и реализацией молока. В Алтайском крае победителями конкурса Министерства сельского хозяйства «Лучший сельскохозяйственный потребительский кооператив» стали сельскохозяйственные потребительские кооперативы: 1. Снабженческо-сбытовой сельскохозяйственный потребительский кооператив «Восход» Топчихинского района. Его деятельность связана со сбором молока в личных подсобных и фермерских хозяйствах. Реализация готовой продукции осуществляется не только на территории Алтайского края, но и за его пределами: от Москвы до Владивостока; 2. Сельскохозяйственный перерабатывающий снабженческо-сбытовой потребительский кооператив «ЧарышАгроПродукт» Чарышского района. Он включает 120 хозяйств Чарышского и Краснощековского районов Алтайского края. Кооператив «ЧарышАгроПродукт» – одно из предприятий Алтайского края, которое возрождает в регионе традиции производства отечественного сливочного масла и сыров. Кооператив производит элитные сорта сыра «Швейцарский», «Горный» и «Чарышский». Проблемы со сбытом продукции решила автоматизированная система «Поток» портала Бизнес-навигатор МСП. Данная система позволяет получать клиентов из интернета, при этом не нужно иметь собственный сайт. У кооператива имеется собственный торговый дом. На территории Алтайского края уникальным кооперативом является сельскохозяйственный перерабатывающий, обслуживающий, снабженческосбытовой и потребительский кооператив «Дружба» Целинного района. В его структуре действует в тестовом режиме мини-завод, в котором осуществляется разделка, первичная переработка и фасовка высококачественной говядины по современным технологиям. Готовую продукцию кооператив «Дружба» отправляет в заведения общественного питания. Алтайские стейки приобретают предприятия общественного питания, располагающиеся не только внутри региона, но и за его пределами. Рентабельность этого кооператива по итогам 2020 г. составила 38,5 %. В Республике Татарстан из 302 зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооператива активную деятельность осуществляют 130. 74 из них получили грантовую поддержку. Кооперативы эффективно осуществляют деятельность по переработке сельскохозяйственной продукции в Альметьевском, Высокогорском, Рыбно-Слободском, Лаишевском, Муслюмовском, Мензелинском, Сабинском, Балтасинском и Арском районах. По итогам 2019 г. в сельскохозяйственные кооперативы дополнительно вовлечено свыше 3 тыс. новых членов – личные подсобные хозяйства. Денежная выручка сельскохозяйственных потребительских кооперативов увеличивается с каждым годом и уже достигла 3 млрд руб. В Республике Татарстан примером успешной работы грантовой поддержки является кооператив «Индейка» Зеленодольского района. Он занимается производством и переработкой мяса индейки. Данный кооператив активно интегрируется с другими производителями, обеспечивая их молодняком птицы и кормами. Впоследствии закупает выращенное ими поголовье, осуществляет его забой и содействует реализации этой продукции. Лидером успешной кооперации в Республике Татарстан является кооператив «Баракат» Азнакаевского района, образованный фермерами для укомплектования значительных партий молока и снижения издержек. По аналогичной схеме работает кооператив «Юлдуз» в Кайбицком районе, созданный на базе 3 крестьянских (фермерских) и 13 личных подсобных хозяйств. Помимо сбора молока-сырья, кооператив занимается заготовкой и переработкой мясного сырья. Например, в Балтасинском районе функционирует сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператива «Май», объединяющий закупщиков молока-сырья в Республике Татарстан. Членами кооператива являются местные заготовители молока, которые платят членские взносы, а пайщиками являются молокосдатчики – владельцы личных подсобных и фермерских хозяйств. Еще одним примером успешной кооперации является сельскохозяйственный потребительский кооператив при крестьянском (фермерском) хозяйстве «Рамаевское». Схема кооперации следующая: в инкубаторах фермер выводит птицу, затем предоставляет ее сельским жителям на откорм, обеспечивая бесплатными кормами, а через 42 дня выкупает готовых уток в целях осуществления забоя. Анализируя опыт работы СПоК в Республике Татарстан, можно отметить, что в рамках государственной политики предусматривается повсеместная организация заготовительных и перерабатывающих кооперативов. В 2020 г. кооперативом ССПСК «Восток» Республики Татарстан выигран грант в размере 13,1 млн руб. на реконструкцию цеха по переработке молока мощностью 20 т в сутки. В 2020 г. кооперативом ССПК «Нижнекамский» выигран грант в размере 39,9 млн руб. на строительство цеха по переработке мяса КРС мощностью 50 голов в смену или 20 т мясопродуктов. В 2020 г. кооперативом СПСК «Кукморское РайПО» выигран грант в размере 10 млн руб. на строительство цеха по переработке 28 Suray N.M. et al. Food Processing: Techniques and Technology, 2022, vol. 52, no. 1, pp. 13–31 мяса и колбасных изделий мощностью 50 т. В 2020 г. кооперативом ССПК «ИГЕН» выигран грант в размере 60,0 млн руб. на приобретение производственного оборудования для производства монокорма для крупного рогатого скота. В Республике Татарстан реализуются меры государственного стимулирования в виде грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных кооперативов, в том числе на строительство и модернизацию производственных зданий, а также на приобретение специализированного транспорта и оборудования. В 2017 г. выделено из федерального и регионального бюджетов 2 млрд руб. С 2017 г. грантовая поддержка сельскохозяйственным кооперативам оказывается в рамках «единой субсидии». В Алтайском крае, Липецкой области и Республике Татарстан планируется осуществлять следующие мероприятия в целях совершенствования уровня развития сельскохозяйственной потребительской кооперации: – разработка эффективных мер государственной поддержки в области создания и развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов по закупке и переработке молока-сырья и мясного сырья; – образование сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность в области заготовки, хранения, сортировки, убоя, первичной переработки, охлаждения и реализации молока и мяса сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и объектов аквакультуры, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих; – создание вертикально интегрированных кооперативных объединений полного замкнутого цикла, таких как агрохолдинги, между участниками которых формируются устойчивые организационные, экономические, производственные, технологические и коммерческие отношения. Это способствует сокращению потерь продукции при переходе из одного звена в другое, а также обеспечивает бесперебойное функционирование всей воспроизводственной цепи. Следовательно, участие сельскохозяйственных предприятий в агрохолдинге имеет следующие преимущества: перспектива устойчивого функционирования; возможность получения внутренних льготных инвестиционных и кредитных ресурсов; централизованное снабжение горючесмазочными материалами, запасными частями, новой сельскохозяйственной техникой и оборудованием; выход на новые рынки сбыта сельскохозяйственной продукции, обеспечивающий ее гарантированную и прибыльную реализацию. Вхождение в агрохолдинг перерабатывающих предприятий позволит им решить проблему обеспеченности сырьем для изготовления продовольственных товаров, повысить уровень обеспеченности основными средствами и поспособствует освоению новых рынков сбыта продукции. Завершает интегрированную цепочку звено, которое осуществляет оптовый и розничный сбыт произведенной продукции; – формирование интегрированных территориальных аграрных кластеров на базе развития аграрной науки и использования достижений научно-технического прогресса; – внедрение финансовых моделей, которые предоставляют гарантии в области долгосрочности и стабильности отношений между участниками кооперативного объединения, включая кооперативное страхование, долгосрочный кооперативный и индивидуальный лизинг, факторинг в отношениях между поставщиками сельскохозяйственного сырья и перерабатывающими предприятиями. Исходя из мировой практики, эффект синергии от кооперирования может составлять 6–8 % с прироста доходов в среднегодовом исчислении по сравнению с периодом разрозненной деятельности. В целях создания условий для более эффективного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в России необходимо реализовать следующие мероприятия: – разработать меры государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов и субъектов малого предпринимательства в части сбора и переработки дикоросов, в том числе создание льготных программ по предоставлению в лизинг оборудования по их приемке и переработке; – увеличить финансирование программ грантовой поддержки малых форм хозяйствования, в том числе таких как грант «Агростартап», «Грант на развитие семейной фермы», «Грант на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива»; – снизить требования к грантополучателям, касающиеся увеличения на 10 % объема произведенной продукции ежегодно в течение пяти лет; снизить соответствующие требования в отношении сельскохозяйственных потребительских кооперативов; – сократить сроки рассмотрения заявок на получение льготных кредитов от малых сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, массово внедрив цифровые технологии в банковскую систему; – расширить направления льготного кредитования сельскохозяйственных потребительских кооперативов на развитие сети заготовительных пунктов; – предусмотреть в федеральном законодательстве о торговле предоставление фермерам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам преимущественного права поставок произведенной ими продукции в магазины торговых сетей, расположенные в субъекте РФ, где заинтересованный фермер осуществляет свою производственную 29 Сурай Н.М. [и др.] Техника и технология пищевых производств. 2022. Т. 52. № 1 С. 13–31 деятельность; – предусмотреть предоставление фермерам и сельскохозяйственным кооперативам квоты в 50 % при распределении торговых мест на рынках и нестационарных торговых объектах; – проработать на уровне регионов упрощение процедуры получения разрешений на нестационарную торговлю и выделение земли под торговые точки для субъектов малых форм хозяйствования; – стимулировать развитие сотрудничества крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов с крупными компаниями и переработчиками в рамках контрактного сельского хозяйства; – образовательная, информационная и идеологическая поддержка, которая должна предоставляться всеми уровнями власти; – в регионах РФ необходимо создать условия для развития малоформатной торговли путем предоставления на льготных условиях помещений под торговые объекты крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным кооперативам. Стратегическим трендом развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов является их интеграция с перерабатывающими предприятиями, а также выстраивание агрологистической цепочки и вовлечение их в совместную деятельность с оптово-распределительными центрами, образование и совершенствование экспортноориентированных кооперативов. Выводы В статье описаны целевые модели развития сельскохозяйственной кооперации на примере Липецкой области, Алтайского края и Республики Татарстан с их оценкой по ключевым факторам, оказывающим наибольшее влияние на состояние и развитие сельскохозяйственной кооперации. В качестве эффективной модели целесообразно использовать трехуровневое управление развитием кооперации, координируя усилия местных органов самоуправления и региональных органов власти в цепочке поселение – район – область. Главы поселений должны обеспечивать непосредственную работу с потенциальными и действительными членами кооперативов, а региональные органы власти определять оптимальные параметры и регулировать развитие региональной кооперативной системы. Функцию связующего звена между уровнем поселений и исполнительных органов власти региона могут выполнять координационные центры, созданные в каждом муниципальном районе. Реализация комплексного подхода позволит сформировать эффективную региональную систему сельскохозяйственной потребительской кооперации РФ. Критерии авторства Н. М. Сурай руководила проектом и участвовала в написании аннотации, результатов исследования и выводов. А. Н. Кураев, П. С. Бурланков и М. Г. Миргородская участвовали в написании введения, объектов и методов исследования, результатов исследования и выводов. Ю. В. Мельникова участвовала в написании введения, результатов исследования, аннотации и выводов. Конфликт интересов Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

References

1. Davletgareeva TB, Krymov SM. Agricultural cooperation as a mechanism for development of rural areas. International Research Journal. 2016;46(4-1):24-26. (In Russ.). https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.46.059.

2. Serdyukova MN, Nikolaeva YeV. Development of agricultural cooperation and small forms of economic activities in foreign countries. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2017;406(10):147-155. (In Russ.).

3. Grashuis J, Cook ML. Members of cooperatives: More heterogeneous, less satisfied? International Food and Agribusiness Management Review. 2021;24(5):813-825. https://doi.org/10.22434/IFAMR2020.0086.

4. Vershinin VF. Problemy i perspektivy razvitiya selʹskokhozyaystvennoy potrebitelʹskoy kooperatsii v Rossii [Problems and prospects for the development of agricultural consumer cooperation in Russia]. Nikonovskie chteniya [Nikon Readings]. 2008;(13):628-634. (In Russ.).

5. S 2020 goda v Rossii rasshiritsya spektr podderzhki nachinayushchikh fermerov i selʹskokhozyaystvennykh potrebitelʹskikh kooperativov [In 2020, the range of support for start-up farmers and agricultural consumer cooperatives is to expand in Russia] [Internet]. [cited 2021 Jun 28]. Available from: https://news.myseldon.com/ru/news/index/210974392/.

6. Putin poobeshchal narashchivatʹ podderzhku fermerov [Putin promised to increase support for farmers] [Internet]. [cited 2021 May 01]. Available from: https://agrobook.ru/news/52640/.

7. Gross S, Roosen J. Effects of information on social trust in farmers regarding animal welfare. International Food and Agribusiness Management Review. 2020;24(1):121-137. https://doi.org/10.22434/IFAMR2020.0034.

8. Sebhatu KT, Gezahegn TW, Berhanu T, Maertens M, Van Passel S, D’Haese M. Exploring variability across cooperatives: Economic performance of agricultural cooperatives in northern Ethiopia. International Food and Agribusiness Management Review. 2021;24(3):397-419. https://doi.org/10.22434/IFAMR2019.0215.

9. de Freitas CO, de Figueiredo Silva F, Braga MJ, de Carvalho Reis Neves M. Rural extension and technical efficiency in the Brazilian agricultural sector. International Food and Agribusiness Management Review. 2021;24(2):215-232. https://doi.org/10.22434/IFAMR2020.0094.

10. Zhao L, Ruan J, Shi X. Local industrial policies and development of agricultural clusters: a case study based on a tea cluster in China. International Food and Agribusiness Management Review. 2021;24(2):267-288. https://doi.org/10.22434/IFAMR2019.0154.

11. Mizanbekova SK, Bogomolova IP, Vasilenko IN, Bogomolov AV. Strategic planning of innovation development of industrial enterprises under growing competition and risks. Food Processing: Techniques and Technology. 2019;49(1):144-158. (In Russ.). https://doi.org/10.21603/2074-9414-2019-1-144-158.

12. Surai NM, Dibrova ZhN, Sagina OA, Orlov BL. Modern condition and development prospects for agricultural consumer cooperation in the central federal district of the Russian Federation. Food Processing: Techniques and Technology. 2018;48(1):172-183. (In Russ.). https://doi.org/10.21603/2074-9414-2018-1-172-183.

13. Usmanova EN, Buzmakova ED. Development of farms in the Kirov oblast’ and the UK. Agrarian Russia. 2017;(6):35-38. (In Russ.). https://doi.org/10.30906/1999-5636-2017-6-35-38.

14. Lipetskaya oblastʹ v tsifrakh. 2020: Kratkiy statisticheskiy sbornik [Lipetsk region in numbers. 2020: Brief Statistical Compendium]. Lipetsk: Lipetskstat; 2020. 206 p. (In Russ.).

15. Altayskiy kray v tsifrakh. 2016-2020: Kratkiy statisticheskiy sbornik [Altai Territory in numbers. 2016-2020: Brief Statistical Compendium]. Barnaul: Office of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory and the Republic of Altai; 2021. 188 p. (In Russ.).


Login or Create
* Forgot password?