Пенза, Пензенская область, Россия
Статья посвящена проблеме адаптации студентов первого курса к условиям освоения образовательных программ в университете. Подготовлена по результатам мониторинга среди студентов высших учебных заведений России в рамках исследования «Изменение состава, жизненных приоритетов и социальная устойчивость студентов высших учебных заведений», выполненного Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства. В мониторинге приняли участие свыше 400 студентов 13 государственных университетов из 5 федеральных округов России. Анализируются итоги мониторинга готовности российских студентов обучаться в высших учебных заведениях. Так, результаты мониторинга показали, что проблема адаптации студентов-первокурсников представляет собой одну из важных проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, а как таковая адаптация – фундамент обучения на младших курсах. Раскрыто понятие адаптации, представлены виды и функции социальной адаптации студента, обобщены выводы исследования. Разработаны и применены на практике предложения по ускорению процесса адаптации студентов-первокурсников.
студент- первокурсник, социальная адаптация, мотивация, университет, специальные образовательные про- граммы, конкурентоспособность, российское студенчество