В статье отражены исследования двухлетней практики применения такого инструмента развития и привлечения инвестиций, как территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации. Проведен анализ 36 действующих территорий с таким статусом с использованием данных, имеющихся в открытых источниках, в том числе по количеству разрешенных видов деятельности, по сроку с момента получения статуса до регистрации первого резидента, по предоставляемым налоговым преференциям зарегистрированным резидентам (у регионов есть возможность устанавливать ставки в рамках установленного диапазона, например, налог на прибыль: от 0 до 5 %). Изучены форматы и методы работы региональных и муниципальных управленческих команд по привлечению инвесторов; опыт по подготовке необходимой нормативной базы и продвижению данного статуса; выявлены лучшие практики, а также рассмотрены причины недостижения представленных в заявках на создание ТОСЭР параметров. Проведен количественный и качественный анализ 102 зарегистрированных резидентов ТОСЭР. С учетом практики функционирования уже созданных ТОСЭР в моногородах даны предложения по повышению эффективности работы в рамках статуса ТОСЭР, а также о внесении ряда изменений в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие создание ТОСЭР в моногородах.
моногорода, социально- экономическое развитие, привлечение инвесторов, резиденты, диверсификация экономики, эффективность, ТОСЭР