Минск, Беларусь
В статье рассматривается феномен этничности и особенности формирования этнического самосознания. Выявляется сложный полипарадигмальный характер интерпретации понятия этноса, предполагающий незавершенное противостояние позиций в рамках таких направлений, как конструктивизм и примордиализм. Автором отмечается обострение этнического вопроса на современном этапе развития. Актуализация этноренессанса связывается со следующими причинами: защитная реакция локальных культур в период глобальных трансформаций; интенсификация миграционного процесса и стремление мигрантов к самокатегоризации; внешние агрессивные факторы, инициирующие внимание к вопросам этничности. В статье рассматривается феномен этноцентризма, в котором выделяются как положительные, так и негативные аспекты. Подчеркивается значимость и диалектический характер авто- и гетеростереотипов при формировании положительной этнокультурной идентичности. Обращается внимание на проявление этноцентризма в различных формах гиперпозитивной и негативной этнической самоидентификации. Фиксируется опасность проявления этнодоминирования, способного выступить катализатором конфликтогенных ситуаций. При анализе феномена этнофанатизма автором подчеркивается, что его проявление представляет собой особый вид этнокультурного невроза, который может быть использован как опасный инструмент в рамках социально-политического конструирования и управления. Отражается двойственный характер феномена этнонационализма. Акцентируется внимание, что следует различать культурный и политический национализм, выполняющие различные функции и проявляющиеся на диаметрально противоположных уровнях: от чувства солидарности и патриотизма до этнического терроризма.
этнос, этничность, этническая идентичность, этноренессанс, этноцентризм, этнофобия, этнодоминирование, миграция
1. Тишков В. А. Историческая культура и идентичность // Уральский исторический вестник. 2011. № 2. С. 4-16.
2. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Путь. Международный философский журнал. 1992. № 1. С. 9-61.
3. Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии / пер. с англ. С. Щукиной. М.: Дело, 2014. 526 с.
4. Mид M. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 429 с.
5. Лучшева Л. В. Современные концепты причин этнических конфликтов // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 1. С. 206-209.
6. Aleshkovski I. International migration and globalization: global trends and perspectives // Journal of Globalization Studies. 2016. Vol. 7. No. 2. P. 32-48.
7. Ницшке П. Миграция, равенство и неравенство в глобализированном мире: парадокс переосмысления национального государства // Век глобализации. 2017. № 4. C. 92-99.
8. Курбачёва О. В. Этнокультурный конфликт как феномен современного общества // Национальная философия в глобальном мире: материалы Первого белорусского философского конгресса (18-20 октября 2017 г.). Минск, 2018. С. 718-722.
9. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя. 2000. 240 с.
10. Султанова Ж. В. Этноцентризм в современном мире: истоки, сущность, практики. Казань: Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина, 2005. 23 с.
11. Ксенофобия в современном мире / под ред. В. А. Ачкасова, Д. З. Мутагирова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. 354 с.