Вологда, Россия
Вологда, Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
Подготовка кадров для инновационной экономики является важной стратегической задачей. Одним из факторов обеспечения роста экономики в современных условиях является использование научно-технологического потенциала и освоение инноваций, что может быть обеспечено при условии наличия высококвалифицированных специалистов. Цель – выявление проблем подготовки научно-технических кадров на примере Вологодской области. Методологическую базу исследования проблем инновационного развития экономики составили труды таких ученых, как Н. Д. Кондратьев, Й. Шумпетер, Г. Менш, С. Ю. Глазьев, Т. Е. Мельник и др. Анализ тенденций обеспеченности региона кадрами в сфере науки и технологий свидетельствует о значительном сокращении числа исследователей и инженерно-технических кадров за последние 25 лет. На основе опроса, проведенного Вологодским научным центром Российской академии наук среди школьников и студентов, а также интервьюирования руководителей средних учебных заведений были проанализированы условия подготовки научно-технических кадров в регионе. Выявлены проблемы подготовки научно-технических кадров в Вологодской области. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы региональными органами власти с целью разработки мероприятий по совершенствованию системы подготовки специалистов в условиях перехода к инновационной экономике.
инновационная экономика, регион, образование, кадровое обеспечение, инновационное развитие, инновации
1. Ускова Т. В. Преодоление барьеров неэффективной экономики - требование времени // Проблемы развития территории. 2012. Т. 58. № 2. С. 7-17.
2. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002. 767 с.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
4. Менш Г. Базисные инновации и инновации совершенствования // Журнал экономики предприятия. 1972. № 42. С. 291-297.
5. Глазьев С. Ю. Современная теория длинных волн в развитии экономики // Экономическая наука современной России. 2012. Т. 57. № 2. С. 27-42.
6. Мельник Т. Е. Проблемы перехода к инновационной экономике в России // Известия Тульского государственного университета. 2017. № 2-1. С. 3-9.
7. Наумов И. В. Воспроизводство научно-исследовательских и инженерно-технических кадров как ведущий фактор развития инновационной экономики в России // Известия УрГЭУ. 2015. Т. 57. № 1. С. 71-77.
8. Балыхин М. Г., Балыхин Г. А. Российский вуз в системе рыночных отношений: ретроспектива, текущее состояние и направления развития // Проблемы современной экономики. 2014. Т. 51. № 3. С. 320-326.
9. Беляева Г. Д., Макарец А. Б., Федоренко Г. А. Подготовка кадров для инновационной экономики в условиях модернизации системы высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7572 (дата обращения: 20.06.2019).
10. Леонидова Г. В., Панов А. М., Попов А. В. Трудовой потенциал России: проблемы сбережения // Проблемы развития территории. 2013. Т. 66. № 4. С. 49-57.
11. Ушакова Ю. О. Проблемы и задачи стимулирования воспроизводства кадров в условиях перехода к инновационной экономике // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 3. С. 87-97. DOI:https://doi.org/10.24411/1994-2796-2019-10311
12. Ушакова Ю. О. Специфика довузовской подготовки кадров для инновационной экономики // Научные записки молодых исследователей. 2018. № 6. С. 47-52
13. Гулин К. А., Мазилов Е. А., Кузьмин И. В., Алферьев Д. А., Ермолов А. П. Научно-технологический потенциал территорий и его сравнительная оценка // Проблемы развития территории. 2017. Т. 87. № 1. С. 7-26.
14. Винслав Ю. Б. Национальная инновационная система: актуальность формирования, контуры концептуальной модели и интеграционные механизмы реализации // Российский экономический журнал. 2019. № 2. С. 3-31.
15. Хеннер В., Макарихин И. Техническая деградация // Эксперт. 2019. № 20. С. 36-40.