Новосибирск, Россия
Проводится теоретический анализ ключевых факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений в предпринимательской деятельности. Цель – раскрытие паллиативного смысла воздействия отдельных внешних условий на предпринимательство. Модель общественных отношений хозяйствующих субъектов в исследуемой сфере обусловлена стремлением к тому, что удовлетворяет их потребности. Нормативность этих отношений определена внешним по отношению к ним регулятором, презюмирующим их рациональность и добросовестность. Представленные государством правила игры предусматривают равновесные социальные и юридические возможности для субъектов предпринимательской деятельности на входе в рынок. Управленческая деятельность как базовая составляющая предпринимательства подвержена влиянию коллаборации множества внешних и внутренних факторов. Под их воздействием абстрактная модель предпринимательской деятельности сталкивается с условиями, определяющими эволюционный путь развития коммерческой организации. Учет перманентно проявляющихся факторов формирует «узор» управленческих решений, обеспечивающих рост компании и прибыль либо убытки и финансово-юридическую несостоятельность. Качество управленческих решений детерминировано управлением рисками, ресурсами и состоянием неопределенности. Рассуждения о рациональности принятия управленческих решений приводят к выводу о взаимосвязи целей коммерческой организации с условиями определенности и неопределенности, социальной полезности и общего экономического блага. При таких обстоятельствах идеальный конкурирующий рынок (эффективность по Парето) представляется маловероятным из-за того, что внешние и внутренние факторы воздействия на сферу предпринимательства меняют общественные отношения, формирующие их, возрастают экономические, социальные и правовые риски, что не приводит к росту благосостояния общества, а отдельные хозяйствующие субъекты несут финансовые и имиджевые потери.
государство, правовая культура, асимметричность информации, правовая культура, баланс интересов
1. Колесникова И. А. Влияние фактора предпринимательства на экономический рост в рамках региональной экономики // Успехи современного естествознания. 2004. № 3. С. 113-114.
2. Гапархоев И. С. Феномен предпринимательства в экономической литературе // Дискуссия. 2012. № 1. С. 66-69.
3. Игнатова И. В. Предпринимательство и бизнес: терминологическая дифференциация // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 6. DOI:https://doi.org/10.15862/63EVN614
4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Акад. нар. хоз-ва; Дело, 1994. 687 с.
5. Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Директ-Медиа, 2012. 2127 с.
6. Пономарев О. Б., Светуньков С. Г. К вопросу о базовых дефинициях теории предпринимательства // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 1. С. 33-42.
7. Кларк Дж. Б. Распределение богатства / пер. Д. Страшунского, А. Бесчинского. М.-Л.: Соцэкгиз. Ленингр. отд-ние, 1934. 298 с.
8. Бараненко С. П., Дудин М. Н., Лясников Н. В. Основы предпринимательства. М.: Центрполиграф, 2010. 190 с.
9. Савченко В. Е. Феномен предпринимательства (экспериментальный спецкурс) // Российский экономический журнал. 1995. № 9-10. С. 45-50.
10. Шишин С. В. Предпринимательство в условиях глобализации: основные черты и противоречия. М.: Экономика, 2010. 322 с.
11. Blaug М. Great economists since Keynes: an introduction to the lives and works of one hundred modern economists. Cheltenham: Edward Elgar, 1998. 312 p.
12. Гэлбрейт Д. К. Экономические теории и цели общества / под общ. ред. Н. Н. Иноземцева, А. Г. Милейковского. М.: Прогресс, 1979. 406 с.
13. Тюнен И. Г. Изолированное государство / пер. Е. А. Торнеуса; под ред. А. А. Рыбникова. М.: Экон. жизнь, 1926. 326 с.
14. Тюрго А.-Р.-Ж. Размышления о создании и распределении богатств: Ценности и деньги / пер. А. Н. Миклашевского. Юрьев: тип. К. Маттисена, 1905. 80 с.
15. Бурдье П. Практический смысл / отв. ред. и пер. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя; М.: Ин-т эксперим. социологии, 2001. 562 с.
16. Спенсер Г. Личность и государство / пер. М. Н. Тимофеевой; под ред. В. В. Битнера. СПб.: Вестн. знания, 1908. 84 с.
17. Спенсер Г. Грехи законодателей // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 126-136.
18. Надежин Н. Н. Концептуальные подходы к пониманию предпринимательства и предпринимательской деятельности // Общество и право. 2008. № 1. С. 80-86.
19. Карапетов А. Г. Экономический анализ права. М.: Статут, 2016. 527 с.
20. Пантелеев В. И., Поддубных Л. Ф. Многоцелевая оптимизация и автоматизированное проектирование управления качеством электроснабжения в электроэнергетических системах. М.: ИНФРА-М; Красноярск: СФУ, 2018. 192 с.
21. Московцев В. В., Московцева Л. В., Гаврилюк С. И. Основы исследования управления организации / под общ. ред. В. В. Московцева. Липецк: ЛЭГИ, 2004. 146 с.
22. Квагинидзе В. С., Мансуров А. А., Черкасов А. В. Факторы и принципы, определяющие качество управленческих решений на предприятии // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2011. № S3. С. 109-112.
23. Вебер М. Хозяйство и общество. Очерки понимающей социологии. В 4 т. Т. 1: Социология / под общ. ред. Л. Г. Ионина. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 444 с.
24. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991. 112 с.
25. Гуриев С. М., Качинс Э. К., Ослунд А. Россия после кризиса / пер. О. Литвинова, М. Оверченко; под ред. С. Г. Петрова. М.: Юнайтед Пресс, 2011. 394 с.
26. Талеб Н. Н. Одураченные случайностью: о скрытой роли шанса в бизнесе и в жизни / пер. с англ. С. Филина. 4-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 309 с.
27. Хоскинг А. Курс предпринимательства / под общ. ред. В. Рыбалкина. М.: Междунар. отношения, 1993. 349 с.
28. Nair A., Trendowski J., Judge W. The theory of the growth of the firm, by edith T. Penrose. Oxford: Blackwell, 1959 // Academy of Management Review. 2008. Vol. 33. No. 4. P. 1026-1028. DOI:https://doi.org/10.5465/amr.2008.34425026
29. Колодняя Г. В. Сладкий бизнес. В чем состоит феномен российского предпринимательства? // Российское предпринимательство. 2008. № 4-2. С. 142-145.
30. Панарин А. С. Парадоксы предпринимательства, парадоксы истории // Вопросы экономики. 1995. № 7. С. 62-73.
31. Уокер Ф. Предпринимательство как форма бизнеса. М.: Русское дело, 1916.
32. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / пер. с англ. В. С. Афанасьева. М.: Эксмо, 2009. 956 с.
33. Vesper K. H. Entrepreneurial academics - how can we tell when the field is getting somewhere? // Journal of Business Venturing. 1998. Vol. 3. Iss. 1. P. 1-10.
34. Друкер П. Ф. Менеджмент. Вызовы XXI века / пер. с англ. Н. Макаровой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 235 с.
35. Шумпетер Й. Теория экономического развития / под общ. ред. А. Г. Милейковского. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
36. Мизес Л. фон. Человеческая деятельность. Трактат по экон. теории. М.: Экономика, 2000. 875 с.
37. Никитина К. К. Асимметрия информации на инвестиционном рынке: содержание и формы проявления // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 1. С. 61-65.
38. Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 1995. № 5. С. 98-107.
39. Жуков В. А. Особенности принятия управленческих решений компаниями в условиях риска // Вестник университета. 2016. № 12. С. 177-181.
40. Коротких С. Н. Онтология и стратегия образования: к вопросу о базовых ценностях // Вестник НовГУ. 2015. № 1. С. 161-165.
41. Зборовский Г. Е. Институционализация отечественной социологии и ее роль в становлении гражданского общества в России // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 1. С. 113-119.
42. Мирошниченко М. А., Бондаренко А. А., Волобуев Б. И. Организационные и социально-психологические аспекты разработки управленческих решений // Вестник Академии знаний. 2019. № 3. С. 174-180.
43. Бялт В. С., Демидов А. В. Правовая культура общества: теоретико-правовая характеристика // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 1. С. 19-25.