с 01.01.2020 по настоящее время
Кемерово, Кемеровская область, Россия
Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Статья посвящена вопросам актуализации творческой деятельности, которая может быть востребована в образовательном процессе высшей школы в условиях пандемии коронавирусной инфекции; соотношению понятий игры, карнавализации и инициации, а также определению их роли в развитии представлений о будущей профессии у студентов-журналистов. Авторы рассматривают карнавализацию как управляемый хаос, способный, во-первых, обеспечить сохранение автономии системы образования, во-вторых, развить профессиональные качества участников процесса, в игровой форме меняющих роль объекта на позицию субъекта. Экспериментальным путем доказано, что для успешного формирования представлений о будущей профессии у студентов необходимо организовывать педагогические инициации с использованием технологии карнавализации. Основными признаками карнавализации является игровой характер организации и набор ролей / позиций, в которых могут себя проявить участники процесса. Описаны преимущества использования педагогической инициации с применением технологии карнавализации для подготовки будущих специалистов; сформулировано определение процесса карнавализации; представлена оценка профессиональных качеств студентов-журналистов, обучающихся на первых курсах вуза; предложены технологии оптимизации данного процесса в условиях деятельности медиацентра университета.
образование, студент гуманитарного вуза, профессиональные качества студентов, игра, игровые технологии обучения, социализация, инициация, журналистика, профессиональные ситуации
1. Загибалова М. А. Феномен карнавализации современной культуры: автореф. дис. … канд. филос. наук. Тула, 2008. 22 с.
2. Петрова О. С. Карнавал в системе современного образования: от куматоида к лабиринту. Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2013. № 4. С. 81-86.
3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.
4. Зимина И. С. Современный вариант инициации в процессе взросления подростков. Педагогическое образование в России. 2010. № 2. С. 75-82.
5. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
6. Андреева Г. М. Социальная психология. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2017. 363 c.
7. Устюгова С. В. Игра как средство воспитания: от А. С. Макаренко до наших дней. А. С. Макаренко - человек, педагог, ученый, писатель: СССР, Россия, Урал: мат-лы 10-х Всерос. Макаренковских студенческих педагогических чтений. (Екатеринбург, 18 апреля 2013 г.) Екатеринбург: Раритет, 2013. С. 259-263.
8. Берн Э. Л. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. Л.: Лениздат, 1992. 400 с.
9. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-76.
10. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
11. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.: МГУ, 1986. 144 с.
12. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2001. 224 с.
13. Степанова О. А. Психолого-педагогический потенциал детской игры: ретроспектива и современные подходы к изучению. Начальная школа плюс До и После. 2006. № 1. С. 3-11.
14. Фромм Э. З. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2009. 288 с.
15. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. 367 с.
16. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 207 с.
17. Дзвоник В. П. Инициация как инструмент развития лидерских качеств социально активных старшеклассников (на примере школы лидеров КемГУ «Кузбасс беспокойных сердец»). Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 4. С. 309-315. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-4-309-315
18. Journalism: New Challenges, eds. Fowler-Watt K., Allan S. Bournemouth: Centre for Journalism & Communication Research, Bournemouth University, 2013, 523.