Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Социальные сети и мобильные приложения-мессенджеры являются неотъемлемой частью информационно-коммуникационных технологий образовательной среды, особенно когда речь идет о преподавании иностранных языков. Поэтому использования социальных сетей и мессенджеров в обучении иностранному языку является актуальным вопросом. Анализируется опыт применения современных технологий в обучении английскому языку. Обзор публикаций, посвященных практическому опыту использования социальных сетей и мессенджеров в сфере образования, показал, что преподаватели средних школ и высших учебных заведений активно используют их при обучении иностранным языкам. Особо подчеркиваются такие факторы, как повышение мотивации, параллельное развитие нескольких компетенций, организация образовательного процесса, в т. ч. в дистанционном режиме, а также повышение статуса учебного заведения. Среди минусов выделяют длительность процесса, отвлекающий фактор и неполноту цифровизации общества. Все исследователи согласны, что социальные сети и мессенджеры – удобные технологии, которые нельзя игнорировать современному преподавателю. Также приведены научные публикации по данной теме, в которых авторы объясняют необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку, приводят преимущества внедрения существующих социальных сетей и приложений в образовательный процесс.
социальные сети, мобильные мессенджеры, информационно-коммуникационные технологии, преподавание иностранных языков, интернет-технологии, блог
1. Аббакумов А. А., Сидоров Д. П., Егунова А. И. Использование мессенджеров для информирования слушателей учебных заведений. Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 23. №3. С. 330-336.
2. Алексеева И. Я. Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету. Теория и практика образования в современном мире: мат-лы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 20-23 июля 2016 г.). СПб.: Своё изд-во, 2016. С. 42-44.
3. Баяндин Д. В., Мухин О. И. Структурно-логическая модель школьного курса физики в электронных средствах образовательного назначения. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2013. № 9. С. 28-45.
4. Букаева А. А., Магзумова А. Т. Использование социальных сетей в образовательном процессе. Инновации в науке. 2015. № 42. С. 120-126.
5. Герасименко Т. Л., Грубин И. В., Гулая Т. М., Жидкова О. Н., Романова С. А. Smart-технологии (вебинар и социальные сети) в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе. Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 5. С. 9-12.
6. Гольцова Т. А., Проценко Е. А. Использование блогов и социальных сетей в процессе обучения иностранному языку. Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3. С. 62-68.
7. Гречихин С. С. Дистанционное обучение с помощью образовательных чат-ботов в современных мессенджерах. Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 3. С. 66-68.
8. Доронина П. Д. О языке подростков в социальных сетях. Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2017. № 3. С. 136-143.
9. Думачев Л. Л., Смолина Л. В. Использование мобильных приложений для развития иноязычных лексических навыков обучающихся в неязыковом вузе. Международный студенческий научный вестник. 2017. № 1.
10. Дьячкова М. А., Томюк О. Н. Социальные сети как образовательный ресурс. Педагогическое образование в России. 2017. № 12. С. 141-146.
11. Замарина С. Ю. Использование информационных технологий и интернет-ресурсов на уроках английского языка. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 48. С. 144-147.
12. Иголкина Н. И. Мессенджеры как средство расширения лексического запаса студентов на начальном этапе обучения английскому языку. Информационные технологии в образовании «ИТО-Саратов-2016»: мат-лы VIII Междунар. науч-практ. конф. (Саратов, 2-3 ноября 2016 г.) Саратов: Наука, 2016. С. 202-205.
13. Канцур А. Г., Бердникова Н. С. Использование мобильных приложений на уроках иностранного языка. Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2019. № 15. С. 75-80.
14. Кергилова Н. В., Сазонова О. К. Использование социальных сетей в образовательном процессе вуза (на примере группы «ВКонтакте» «Педагогика и не только»). Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 87-92.
15. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса. Теория и практика образования в современном мире: мат-лы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 20-23 февраля 2012 г.) СПб.: Реноме, 2012. С. 405-407.
16. Ковалева А. Г., Дымова Е. Е., Кочнева В. С. Социальные сети как средство обучения английскому языку студентов радиотехнических направлений подготовки. Педагогическое образование в России. 2019. № 6. С. 108-114.
17. Малышева Н. А. Роль социальных сетей в модели дистанционного обучения студентов художественных специальностей. Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 86. С. 789-798.
18. Муратова Е. А. Социальные сети как способ коммуникаций и продвижения образовательных услуг. Московский экономический журнал. 2019. № 9.
19. Мушникова Ю. С. Социальные сети как интерактивная форма обучения иностранному языку в старшей школе. Молодой ученый. 2017. № 33. С. 62-63.
20. Наволочная Ю. В. Применение социальных сетей в практике обучения иностранному языку. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 2. С. 267-272.
21. Онорин Д. Е. Влияние социальных сетей на преподавание иностранного языка. Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. № 2-2. С. 168-175.
22. Поплаухин А. Б. Коммуникации при помощи мессенджеров в школьном сообществе: социологический анализ. Журнал социологических исследований. 2018. № 4. С. 40-48.
23. Резникова А. В., Внуковская А. В. К вопросу о возможности использования мессенджера «WhatsApp» как дидактической платформы и средства психологической адаптации иностранных слушателей при обучении русскому языку как иностранному. Вестник Уфимского юридического института. 2019. № 4. С. 183-187.
24. Сосновская А. А. Применение сервисов Discord и WhatsApp в условиях дистанционного обучения иностранному языку. Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: мат-лы докладов XIII Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. участием. (Саратов, 25-26 февраля 2021 г.) Саратов: Саратовский источник, 2021. С. 354-358.
25. Тимофеева Е. В., Кайль Ю. А. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку. Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 2-2. С. 77-80.
26. Ткаченко И. С., Богатырева Ю. И. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. Т. 3. № 3. С. 44-50.
27. Фещенко А. В., Зильберман Н. Н., Куликов И. А., Можаева Г. В. Использование социальных сетей и систем дистанционного обучения в учебном процессе: мнение преподавателей и студентов. Гуманитарная информатика. 2015. № 9. С. 128-140.
28. Черемисин А. Г., Багдасарова Д. Г. Образование и социальные сети: положительные и отрицательные аспекты их использования. Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 2. С. 328-334.
29. Чернышенко О. В. Потенциал текстового мессенджера WhatsApp при организации дистанционного обучения по дисциплине «Педагогика и психология» в медицинском вузе. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. № 3. С. 407-411.
30. Чурсина О. В. Сыпчу А. А. Использование мобильных приложений при изучении иностранного языка. Актуальные исследования. 2021. № 12. С. 26-29.
31. Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд. Человек и общество. 2020. № 2. С. 36-41.