Кемерово, Россия
с 01.01.2007 по настоящее время
Кемерово, Россия
В статье рассматриваются мемы, созданные на основе комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Классическое литературное произведение, входящее в школьную программу, находит свое отражение в мемах наравне с актуальными событиями и явлениями массовой культуры. Известность данного художественного текста и его удобная для запоминания стихотворная форма обеспечивают успешную коммуникацию при использовании имен, кратких цитат и пересказа комедии. Предметом иронической интерпретации во всех проанализированных мемах является сама комедия «Горе от ума», что свидетельствует о важности данного текста для российских пользователей. Все мемы, имеющие отношение к комедии Грибоедова, так или иначе связаны с ключевыми аспектами произведения: образом главного героя и основным конфликтом комедии. Характерное для мема упрощение и ироническая интерпретация образа Чацкого не противоречат признанным критическим и литературоведческим трактовкам. В ряде случаев в мемах находит отражение не только читательский опыт, но и опыт изучения данного произведения в школе. Учитывая способность мемов к репликации, можно предположить, что отраженное в мемах понимание комедии А. С. Грибоедова будет достаточно устойчивым.
Горе от ума, интернет-мем, мем, креолизованный текст, литературный мем, интернет-коммуникация, виртуальная коммуникация
1. Айхенвальд Ю. И. Грибоедов (О пьесе «Горе от ума»). Силуэты русских писателей. М.: Изд. «Научнаго слова», 1908. Вып. 1.
2. Аршинская Н. А. Интернет-мемы в коммуникативном пространстве: функции. Национальная ассоциация ученых. 2015. № 6-3. С. 49-52.
3. Боева Г. Н. «Литературный интернет-мем» как средство коммуникации. Современный дискурс-анализ. 2020. № 2-2. С. 4-9.
4. Гридина Т. А., Талашманов С. С. Метаязыковой мем: лингвокреативные механизмы порождения и восприятия. Политическая лингвистика. 2020. № 2. С. 134-143.
5. Гончаров И. А. «Мильон терзаний» (критический этюд). Собрание сочинений. М.: Гослитздат, 1955. Т. 8. С. 7-40.
6. Даниленко В. П. Неприкаянный человек в русской классической литературе. Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2013. № 2. С. 226-238.
7. Доброродний Д. Г., Голубев И. С. Сарычева А. В. Феномен политических интернет-мемов в современном медиапространстве. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2020. № 2. С. 18-24.
8. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир. 1993. 318 c.
9. Пушкин А. С. Письмо А. А. Бестужеву. Собрание сочинений. М.: ГИХЛ, 1962. Т. 9. С. 134-135.
10. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция. Оптимизация речевого воздействия, отв. ред. Р. Г. Котов. М.: Наука, 1990. С. 180-186.
11. Третьякова И. Ю. Фразеологизмы-мифологизмы с антропонимическим компонентом в современных СМИ. Человек в информационном пространстве, ред. Т. П. Куранова. Ярославль: ЯГПУ, 2019. С. 12-20.
12. Фортунатов Н. М., Фортунатова В. А. Психологическая актуализация как ключ к восприятию русской классики (образ Чацкого). Школьные технологии. 2017. № 1. С. 86-92.
13. Шатин Ю. В. Чацкий: опыт парресии. Театр и драма: эстетический опыт эпохи. 2016. № 3. С. 28-35.
14. Щурина Ю. В. Интернет-мемы в структуре комических речевых жанров. Жанры речи. 2014. № 1-2. С. 147-153.