Томск, Россия
Развитие новых средств массовой коммуникации, включенность представителей медицинского сообщества в общение в социальных медиа обусловили трансформацию профессиональной дискурсивной области врача за счет расширения коммуникативного взаимодействия и появления новых дискурсивных практик. В статье представлены результаты анализа дискурсивной специфики профессиональной коммуникации врача в медицинском блоге в социальных сетях. Предмет исследования – профессиональная коммуникация врача в медицинском блоге. Цель работы – проанализировать специфику профессиональной коммуникации врача в медицинском блоге социальной сети как новой дискурсивной практики. Исследование профессиональной коммуникации в Интернете осуществляется с применением методологии критического дискурсивного анализа. На уровне социокультурной практики установлено, что коммуникативное взаимодействие «врач – пациент» в медицинском блоге остается в рамках статусно-ролевого институционального общения и воспроизводит существующий порядок медицинского дискурса. Ведение профессионального аккаунта рассматривается как новая дискурсивная практика врача – медицинский блогинг, интенциональной направленностью которого становится профессиональная и личностная самопрезентация. Результатом публичного взаимодействия участников медицинской коммуникации выступают медиатексты различных жанров медицинского, медийного, маркетингового и личностно-ориентированного дискурсов, образующие поле высказываний гибридной дискурсивной области, образованной на стыке медицинского дискурса и медиадискурса. В процессе профессиональной коммуникативной деятельности врача в новой дискурсивной области трансформируются стратегии медицинского дискурса, появляются новые стратегии, обусловленные медиадискурсом. Результаты дискурсивного анализа профессиональной коммуникации врача в соцсети демонстрируют процессы размывания границ медицинского дискурса за счет появления новых дискурсивных практик интернет-коммуникации и расширения коммуникативного пространства специалистов в Интернете, что непосредственно оказывает влияние на коммуникативное поведение представителей медицинского сообщества.
интернет-коммуникация, социальная сеть, медицинская коммуникация, медиадискурс, медиакоммуникация, дискурсивная практика, профессиональный дискурс
1. Волкова Е. В. Коммуникативные тактики и вербальные средства реализации стратегии профессиональной самопрезентации врача в Instagram. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 3. С. 114-123.
2. Волкова Е. В. Реализация информационно-просветительской стратегии врача в медиадискурсе социальной сети. Вестник Томского государственного университета. 2021. № 463. С. 15-24.
3. Ипатова Н. А. Дискурсивные практики в формировании профессиональных сообществ: автореф. дис. … канд. социол. наук. СПб, 2009. 22 с.
4. Йоргенсон М. В., Филлипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод. 2-е изд., испр. Харьков: Гуманитарный Центр, 2008. 352 с.
5. Кочеткова М. О., Тубалова И. В. Динамика развития блога как жанра дискурса блогосферы: социолингвистический аспект. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. № 1 (27). С. 39-52.
6. Кочеткова М. О. Жанровая динамика дискурса блогосферы: социолингвистический аспект: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2016. 22 с.
7. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.
8. Мишанкина Н. А. Аспекты взаимодействия медиасреды и профессиональных сообществ (к постановке проблемы). Вопросы журналистики. 2019. № 6. С. 45-54.