Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Актуальность выбранной темы связана с сохранением в государственной политике России тренда на поддержку развития физической культуры и спорта, в частности хоккея, для решения комплекса социальных и политических проблем. Спорт как сфера и отрасль быстро меняется из-за вызовов внешней среды. Поэтому существует потребность в стратегическом управлении, чтобы приспособиться к изменениям и вызовам. Важно иметь четкий стратегический план, т. к. недостаточно полагаться на универсальные бизнес-модели и устаревшие методы стратегического управления. Спорт – это бизнес, требующий сложного менеджмента и стратегического подхода. Успех спортивной команды зависит как от правильных стратегических решений, так и от результатов спортсменов. Цель исследования – выявить особенности для разработки эффективных стратегий в индустрии спорта. В статье использовались традиционные методы научного исследования – синтез, абстрагирование и обобщение. Исследование основано на теории и методологии стратегирования, разработанной и апробированной ЦСИ ИМИСС МГУ, ЦЭМИ РАН, кафедрой экономической и финансовой стратегии МШЭ МГУ, кафедрой стратегии регионального и отраслевого развития КемГУ и кафедрой индустриальной стратегии НИТУ «МИСИС» под научным руководством академика В. Л. Квинта. Новизна работы обусловлена слабой изученностью темы в научной литературе. Методология разработки стратегий для индустрии спорта еще не получила широкого освящения в научной литературе. В работе были уточнены и систематизированы многие понятия и подходы в отношении разработки стратегий, которые были адаптированы для спортивных организаций с учетом их специфики. Предложена схема разработки стратегии для индустрии спорта и описаны ее отдельные элементы. Представленные в работе рекомендации по развитию стратегии в индустрии спорта могут найти практическое применение при разработке и реализации стратегий развития отдельных клубов и лиг.
индустрия спорта, стратегия, стратегический приоритет, бренд
ВВЕДЕНИЕ
1 EY оценила бюджет клубов КХЛ в 53 млрд руб. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5bacadfe9a79478126177025 (дата обращения: 12.03.2022).
2 National Hockey League – total league revenue from 2005/06 to 2019/20. URL: https://www.statista.com/statistics/193468/total-league-revenue-ofthe-
nhl-since-2006 (дата обращения: 12.03.2022).
3 Стратегия развития спортивной индустрии до 2035 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3.06.2019.
№ 1188-р.
Индустрия спорта является крупным сектором
экономики, где проекты являются объектами для
внушительных инвестиций. Годовой бюджет клу-
бов Континентальной Хоккейной Лиги (КХЛ)
оценивается в 53 млрд руб.1. Доходы Националь-
ной Хоккейной Лиги (НХЛ) в сезоне 2019 г.
составили
тинговые (увеличение телеаудитории на 15 %,
повышение узнаваемости бренда и пр.), креа-
тивные. Подробно в стратегическом документе
рассматриваются тактика и план реализации.
Таким образом, в стратегии НХЛ представлены
не все обязательные элементы стратегии, т. е. она
является несистемным документом, лишенным
целостности.
Стратегия развития Канадской хоккейной лиги
имеет следующую структуру:
1. Заявление о Видении;
2. Заявление о Миссии;
3. Ценности Лиги;
4. Текущая ситуация на основе варианта
стратегического анализа;
5. Стратегические Цели;
40 A strategic plan to reposition the NHL as America’s number one sport. URL: https://delucajv.files.wordpress.com/2010/11/nhl-strategic-plan1.pdf
(дата обращения: 22.11.2021).
41 Там же.
42 Основные конкуренты.
43 Strategic plan 2017–2022. URL: https://www.hnb.ca/images/hnb/Strategic-Plan-final-short-version-EN.pdf (дата обращения: 22.11.2021).
44 IHA Strategic Plan 2020–2023. URL: https://www.iha.org.au/governance/iha-strategic-plan-april-2020 (дата обращения: 22.11.2021).
6. Стратегии достижения Целей;
7. График реализации с указанием прио-
ритетов;
8. Ключевые показатели эффективности и от-
слеживания43.
Например, видение в рассматриваемой стра-
тегии определяет оптимальное желаемое буду-
щее состояние Лиги. Миссия определяет теку-
щее состояние или цель Лиги.
В стратегии развития Австралийской хок-
кейной лиги (IHA) миссия, видение, цен-
ности и принципы отражают историю органи-
зации и ее перспективное будущее. Видение –
стать полностью национальным видом спорта,
получить развитие во всех австралийских штатах
и территориях; чтобы австралийские команды
регулярно участвовали на чемпионатах мира
по хоккею, а австралийская сборная – в зимних
Олимпийских играх 2030 г. Миссия состоит в том,
чтобы продвигать и развивать хоккей на льду
на всех уровнях по всей Австралии, предоставляя
социальным, младшим, старшим и элитным
участникам возможность максимально раскрыть
свой потенциал44.
В качестве стратегических приоритетов на-
зываются подготовка организации к устой-
чивому развитию; поддержка развития и продви-
жения ледовых видов спорта в Австралии;
сотрудничество с государственными организаци-
ями; поддержка развития австралийских спорт-
сменов и др.
Система целей стратегии построена по
иерархическому принципу: основная цель и груп-
па второстепенных, раскрывающих основную.
Например, главные цели стратегии IHA:
1. Расширение Лиги;
2. Достижение высоких результатов;
3. Эффективное управление;
4. Превращение хоккея в бизнес.
2022. Том 2. № 3
417
Хворостяная А. С. и др. Особенности стратегирования предприятий...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-405-420
В рамках первой цели предполагается:
1. Работа с делегатами штатов по расшире-
нию возможностей для входа в Лигу. Созда-
ние гостеприимной, дружелюбной и инк-
люзивной среды для всех. Стратегический
ориентир – расширение лиги на 10 %;
2. Работа с делегатами от государства для
устранения нехватки юниоров (ориентир –
рост участников юниорской лиги на 20 %);
3. Поддержка инициатив в области развития,
направленных на создание моста между учас-
тием молодежи и профессионалов;
4. Развитие инициатив по расширению ко-
личества тренеров, судей и администраторов
хоккейных команд.
Стратегия Юниорской хоккейной лиги США
определяет цель следующим образом:
1. Предоставить возможность игрокам этой
возрастной группы играть в организованный
хоккей;
2. Развитие навыков и умений всех участни-
ков, включая игроков, тренеров и официаль-
ных лиц45.
Стратегическими приоритетами рассматри-
ваемой стратегии являются развитие навыков,
качественный коучинг, социальная ориентиро-
ванность, повышение квалификации спортсме-
нов, подготовка игроков для взрослых лиц, про-
двинутая конкуренция, бесплатное обучение,
оборудование, проезд и жилье для спортсменов
и др.
Стратегия Юниорской хоккейной лиги США
разработана на 3-х стратегических уровнях. Цель
первого уровня: стать лучшей любительской хок-
кейной лигой в мире, которая привлечет лучших
игроков 16–20 лет и будет способствовать даль-
нейшему развитию спортсменов, тренеров и офи-
циальных лиц на самом высоком уровне конку-
ренции. Цель второго уровня: позволить игрокам
достичь максимального развития навыков
на самом высоком соревновательном уровне
юниорского хоккея. Цель третьего уровня:
45 Junior Hockey in the U.S. URL: https://nahl.com/the-nahl/junior-hockey-in-the-us (дата обращения: 22.11.2021).
46 Там же.
продвигать Л игу, команды, игроков, тренеров
и официальных лиц в максимально возможной
степени, чтобы все будущие варианты развития
и продвижения (включая НХЛ) оставались
открытыми и доступными для них46.
Таким образом, стратегирование в разви-
тии спортивных организаций получило рас-
пространение в разных формах и направлениях.
Обязательными элементами стратегии спортив-
ной организации являются видение, миссия,
ценности, стратегические цели и задачи, ком-
плекс стратегических инициатив, система
экономических и социальных ориентиров для
мониторинга результатов.
Стратегии хоккейных лиг часто сочетают комп-
лекс финансовых, маркетинговых и социаль-
ных целей. При разработке стратегий хоккейных
организаций важен системный подход, при
котором учитываются все ключевые интересы,
составляющие единство: спортсмены, тренеры,
зрители, менеджеры, гражданское общество,
бизнес и пр. Поэтому цели стратегий хоккейных
организаций должны быть разных уровней и
должны согласовываться со стратегиями бо-
лее высокого порядка (международные, нацио-
нальные).
ВЫВОДЫ
В современном мире стратегия является базовым
инструментом стабильного и эффективного раз-
вития любой экономической системы. Развитие
организаций в спортивной индустрии должно
осуществляться на базе стратегического подхода,
который является результатом системного анали-
за внешней и внутренней среды объекта, верного
определения конкурентных преимуществ, стра-
тегических приоритетов и постановки стратеги-
ческих целей.
Отраслевая специфика разработки стратегий
спортивных организаций в методологическом
отношении изучена недостаточно. Анализ науч-
ных исследований по проблеме стратегирова-
2022. Vol 2. No 3
418
Khvorostyanaya AS et al. Strategizing Sports Industry...
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-405-420
ния в спорте показал, что представлены два под-
хода. Первый предполагает использование
стандартных методик по разработке стратегий
для любого коммерческого и некоммерчес-
кого субъекта (формальная замена слова «ком-
пания» на «спортивная команда», «спортив-
ная организация»). Второй подход предполагает
попытку создания методики, адаптированной
к спортивной индустрии и учитывающей
ее специфику.
В процессе обобщения разных подходов были
сформированы специфические особенности стра-
тегий спортивных организация:
– миссия требует учета не только экономи-
ческих, но и социальных ценностей;
– широта целей и решаемых задач;
– сложный анализ внешних и внутренних
условий в силу разнообразия рынков и субъ-
ектов, с которыми связана спортивная органи-
зация;
– оперативность и эффективность в страте-
гировании спортивной индустрии имеют
особое значение;
– возможности развития в спорте скоротечны,
а условия быстро меняются;
– спортивный результат в спорте не менее
важен, чем коммерческий успех.
При разработке стратегий спортивных орга-
низаций следует учитывать особенности спор-
тивной индустрии как социально-экономичес-
кой среды. Эффективность спортивных собы-
тий не является случайной величиной. Важно
принимать правильные стратегические решения,
поскольку у большинства спортивных орга-
низаций нет времени или бюджета для долгого
поиска решений проблем и концентрации ресур-
сов. Оперативность и эффективность в стратеги-
ровании спортивной индустрии опредляют
коммерческий и социальный успех проектов.
Кроме того, для спортивной индустрии
характерна высокая конкуренция (это ключевая
составляющая спорта). Если стратегия неэф-
фективна, то конкурент очень быстро занимает
лидирующую позицию.
1. Алексунин В. А., Баскаков В. А. Маркетинговый подход к управлению спортивной индустрией // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 5. № 3. С. 92-101.
2. Антушевич Е. В., Карчевская Е. Н. Разработка маркетинговой стратегии спортивной организации // Вестник Гомельского государственного технического университета им. П. О. Сухого. 2016. Т. 66. № 3. С. 80-86.
3. Бардина М. Ю. Спортивный менеджмент, спортивный менеджер // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3. № 4. С. 36-39.
4. Гремина Л. А., Липская П. М., Москаленко В. С. Бизнес-планирование организации спортивной индустрии // Высокие технологии и инновации в науке: сборник избранных статей Международной научной конференции. СПб., 2022. С. 200-204. https://doi.org/10.37539/VT197.2022.71.43.017
5. Жабаков В. Е. Менеджмент спортивной индустрии. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. 198 с.
6. Иванов А. А. Стратегия маркетинга как фактор конкурентного преимущества спортивных организаций // Практический маркетинг. 2013. Т. 191. № 1. С. 17-22.
7. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М.: Бизнес Атлас. 2012. 626 с.
8. Леднев В. А. Индустрия спорта: обучение предпринимательству и менеджменту // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 4. С. 45-62.
9. Рудакова О. Ю., Кошман Л. А. Разработка инновационной стратегии спортивной организации // Экономика. Профессия. Бизнес. 2019. № 1. С. 39-47. https://doi.org/10.14258/201905
10. Филиппов С. С. Менеджмент физической культуры и спорта. М.: Юрайт, 2018. 234 с.
11. Dudfield О. Strengthening sport for development and peace. National policies and strategies. The Commonwealth Secretariat, 2014. 94 р.
12. Financial management in the sport industry / M. T. Brown [et al.]. New York: Routledge, 2021. 689 p. https://doi.org/10.4324/9780429316746
13. Greenwell C., Thorn D. Developing a strategic sport marketing plan // Marketing for sport business success / eds. B. Parkhouse, B. Turner, K. Miloch. Iowa: Kendall Hunt Publishing, 2012. P. 29-51.
14. Ilić R. Strategic planning at sports organizations // Journal of Process Management - New Technologies, International. 2013. Vol. 1. № 4. Р. 113-121.
15. Petkovic J., Jasinskas E., Jesevičiūtė-Ufartienė L. Significance of strategic planning for results of sport organization // E a M: Ekonomie a Management. 2016. Vol. 19. № 4. Р. 56-72.
16. Pijetlovic K. The sporting industry // EU sports law and breakaway leagues in football / ed. K. Pijetlovic. T.M.C. Asser Press The Hague, 2015. P. 31-45. https://doi.org/10.1007/978-94-6265-048-0_2
17. Walzel S. Strategic management of team sports organisations // Managing sports teams: Economics, strategy and practice / eds. S. Walzel, V. Römisch. Cham: Springer, 2020. P. 89-105. https://doi.org/10.1007/978-3-030-56495-7_5