с 01.01.2020 по настоящее время
Кемеровский государственный университет
Кемерово, Россия
Статья представляет анализ лингводидактических возможностей жанра интерактивного медицинского календаря как средства создания искусственной языковой среды на занятиях по русскому языку как иностранному. Проанализированные классификации календарей и их рецептивные особенности, а также существующие календари как образцы лингводидактического жанра в преподавании русского языка как иностранного позволяют предложить медицинский календарь как средство для освоения профессионального подъязыка (медико-биологический профиль) и организации искусственной языковой среды на занятиях. Анализ показал, что интерактивный интернет-календарь как средство обучения обогащает реалии как предметного, так и языкового обучения, помещая их в новый контекст средствами мультимедийной информации; способствует обучению на практике; предоставляет возможность обучения за пределами класса или учебной аудитории; способствует контакту инофонов с естественной языковой средой и развитию мультимодальных коммуникативных навыков; позволяет неформально контактировать с терминологическим аппаратом профессионального подъязыка и оживлять теоретические знания; развивает навык кросс-культурной коммуникации и неформальной коммуникации; способствует индивидуализации обучения и повышает мотивацию в освоении как профессии, так и иностранного языка. Использование на занятиях по русскому языку как иностранному такого простого жанра, как календарь, существенно обогащает образовательный процесс видами и формами деятельности, а также наполняет его информативно.
искусственная языковая среда, интерактивный календарь, русский язык как иностранный, медицинский русский язык, обучение научному стилю речи, интернет-обучение, интегрированное предметно-языковое обучение
1. Атрошенко О. В. К истории лексикографического описания хрононимии. Вопросы ономастики. 2014. № 1. С. 96-115. EDN: TFLUQN
2. Богачева А. В. Методы создания искусственной языковой среды на занятиях РКИ. Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2. С. 34-37. https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1002-0006
3. Гонарева Н. О., Афанасьев В. В. Использование Android-приложения «Календарь» в процессе преподавания дисциплины «Анатомия человека» в медицинском университете. Медицинское образование XXI века: разработка модели «Университет 3.0»: междунар. науч.-практ. конф. (Витебск, 1 ноября 2019 г.) Витебск: ВГМУ, 2019. С. 230-233. EDN: TXRKEO
4. Зыков О. П., Рябова Т. В. Первые отечественные светские календари и их связь с журналистикой. Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. 2013. № 4. С. 183-188. EDN: SABAHN
5. Кузнецова Е. А. Создание «искусственной языковой среды» в рамках профессионально-ориентированного обучения иностранному языку. Вестник АмГУ. Серия «Гуманитарные науки». 2017. № 78. С. 170-173. EDN: ZNHVDF
6. Небеснюк У. А. История развития календаря как кумулятивного текста массовой информации в этнокультуре Германии. Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2019. Т. 29. № 6. С. 976-981. https://doi.org/10.35634/2412-9534-2019-29-6-976-981
7. Ряузова О. Ю., Булах Е. А. Потенциал виртуальных экскурсий в обучении студентов на занятиях по РКИ. Педагогика искусства. 2021. № 3. С. 79-88. https://doi.org/10.34897/IACS.2021/64.35.010
8. Смелягин А. И. Новые стабильные календари. Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2016. № 3. С. 17-25. EDN: YSPMEL
9. Сурина В. Н., Каменева В. А. Электронный календарь событий. Жанровые характеристики. Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 16. С. 132-134. EDN: SZDKGR