Белгород, Россия
Рассматриваются связь нейродидактики с образовательным процессом, проблемы обучения русскому языку как иностранному и условия построения эффективного учебного процесса. Цель – обозначить потенциал нейродидактики как междисциплинарной области, сочетающей исследование мозга и дидактику, в преподавании русского языка как иностранного. Материалом выступили научные подходы к обучению иностранному языку в условиях нейродидактики, в качестве методов применялись анализ литературы и обобщение. Основной акцент сделан на различных способах овладения иностранным языком в рамках нейродидактического подхода, отмечается влияние определенных гормонов на эффективность обучения. Установлено, что использование данных нейронауки, использование социальных сетей, мессенджеров и средств массовой информации позволит преподавателю русского языка как иностранного организовывать более эффективный учебный процесс, а знакомство с нейродидактикой должно войти в программу плана повышения квалификации преподавателя иностранного языка, чтобы облегчить изучение языка и повысить эффективность методов преподавания. Понимание механизмов и природы нейронной пластичности в овладении новым языком может открыть окно возможностей для поиска эффективных методов преподавания и усвоения материала для изучающих язык.
нейродидактика, межкультурная компетенция, обучение русскому языку как иностранному, эффективный учебный процесс, методика преподавания, иноязычная коммуникация
1. Блейк С., Пейп С., Чошанов М. А. Использование достижений нейропсихологии в педагогике США. Педагогика. 2004. № 5. С. 85-90.
2. Гулая Т. М., Романова С. А. Нейродидактика и ее использование в преподавании иностранных языков. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-1. С. 196-198. https://www.elibrary.ru/zfdrsb
3. Куликова О. В. Нейродидактический подход как фактор повышения качества обучения иноязычному профессиональному общению. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 14. С. 107-114. https://www.elibrary.ru/tebroj
4. Матвеева Е. Е. Нейродидактика - новое слово в организации учебного процесса. Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ. Мн.: БГУ, 2012. Вып. 2. С. 93-95.
5. Шмаль Н. Нейродидактика в обучении иностранным языкам. ВебинарингPRO. 2015. № 13. С. 20-25.
6. Barbosa E. Y. A Neurodidactic model for teaching elementary EFL students in a college context. English Language Teaching, 2021, 14(3): 42-58. https://doi.org/10.5539/elt.v14n3p42
7. Bonney K. M. Case study teaching method improves student performance and perceptions of learning gains. Journal of Microbiology & Biology Education, 2015, 16(1): 21-28. https://doi.org/10.1128%2Fjmbe.v16i1.846
8. Conkan D. Neurodidactics: the selection of teaching materials for german as a foreign language. Education, Reflection, Development - ERD 2018: Proc. 6th Intern. Conf., Cluj-Napoca, 6-7 Jul 2018. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.06.50
9. González C. Neuroeducación y lingüística: una propuesta de aplicación a la enseñanza de la lengua materna. Tesis doctoral. Madrid, 2016, 465.
10. Krashen S. D., Terrell T. D. The natural approach: language acquisition in the classroom. NY: Pergamon Press, 1983, 191.
11. Mora F. Neuroeducación: Solo se puede aprender aquello que se ama. Madrid: Alianza Editorial, 2013, 224.