ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель – определить уровень, условия формирования и совершенствования профессиональных языковых компетенций специалистов комплексной реабилитации в ходе овладения ими программой дополнительного профессионального образования. Проведено исследование по теории и практике преподавания дисциплины «Иностранный язык» в системе дополнительного профессионального образования. Проанализированы работы 76 слушателей циклов повышения квалификации, а также требования к профессиональным трудовым функциям, изложенным в профессиональном стандарте «Специалист по социальной работе». Представлена методика преподавания, нацеленная на совершенствование определенных компетенций специалиста по комплексной реабилитации, который должен быть ориентирован на формирование умений понимать и извлекать информацию из текстов профессионального содержания; владеть иноязычной коммуникативной компетенцией. В процессе реализации методического аспекта дисциплины «Иностранный язык» при преодолении трудностей у слушателей, связанных со звукопроизношением или построением лексико-грамматических конструкций, применялись приемы сопоставления этих проблем с технологиями коррекции нарушений речи лиц с инвалидностью, что способствовало повышению значимости и практико-ориентированности для будущих специалистов, работающих с данной категорией. Отмечено, что использование различных источников литературы на иностранном языке, информационных сайтов профессионального сообщества и ассистивных возможностей современных информационных и игровых технологий, ориентированных на профессиональные запросы слушателей, позволяет повысить профессиональную языковую компетенцию. Такая междисциплинарность в подборе содержания дисциплины способствует расширению словарного запаса специалистов, т. к. знакомит их с международной профессиональной терминологией, используемой в системе комплексной реабилитации и абилитации в Российской Федерации. Сделан вывод о повышении мотивационного и лингвистического компонентов профессиональной языковой компетенции специалистов комплексной реабилитации в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова:
профессиональный стандарт, профессиональное обучение, профессиональные языковые компетенции, комплексная реабилитация, игровые технологии, ассистивные технологии, альтернативная и дополнительная коммуникация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Логинова Е. Т., Матвеева М. В. Новые подходы к вопросу подготовки кадров для системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021. № 4. С. 27-36. https://doi.org/10.36906/2311-4444/21-4/03

2. Бердникович Е. С., Орлова О. С., Уклонская Д. В. Персонифицированный подход в речевой реабилитации: фокус на пациенте. Специальное образование. 2022. № 1. С. 20-34. https://elibrary.ru/nfnlyw

3. Ломтева Т. Н., Щёголева О. Н. Ключевые компетенции специалиста-лингвиста и способы их формирования. Современные наукоемкие технологии. 2004. № 6. С. 64-65. https://elibrary.ru/ijmqgx

4. Воробьева Т. И. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Сибирский педагогический журнал. 2015. № 1. С. 57-61. https://elibrary.ru/tktogb

5. Мощева С. В. Формирование профессионально-ориентированной языковой компетенции (размышления о современном языковом образовании в неязыковом вузе). Преподаватель ХХI век. 2010. № 3-1. С. 175-181. https://elibrary.ru/nbsgoh

6. Цику Л. Х., Арутюнов Э. К. Формирование компетенций в процессе обучения иностранному языку. Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 10. С. 316-317. https://elibrary.ru/suepdj

7. Ефремцева Т. Н. Профессиональные языковые компетенции в карьере: международные стандарты и опыт. Вестник РМАТ. 2012. № 1. С. 58-62. https://elibrary.ru/qgscjd

8. Лагун И. М., Кузьмина Е. Н., Ненилина Н. Г. Языковые особенности формирования предметной компетенции при обучении на довузовском этапе. Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2019. № 1. С. 83-87. https://elibrary.ru/gmnwuz

9. Мясагутова А. Ф., Валиуллина Г. В., Мухаметзянова Ф. Г. Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами PECS. Казанский вестник молодых ученых. 2019. Т. 3. № 4. С. 25-37. https://elibrary.ru/vmtjyf

10. Volkmer A., Rogalski E., Henry M., Taylor-Rubin C., Ruggero L., Khayum R., Kindell J., Gorno-Tempini M. L., Warren J. D., Rohrer J. D. Speech and language therapy approaches to managing primary progressive aphasia. Practical Neurology, 2020, 20(2): 154-161. https://doi.org/10.1136/practneurol-2018-001921

11. Уклонская Д. В., Покровская Ю. А., Агаева В. Е. Основные направления логопедического воздействия по коррекции нейрогенной дисфагии при парезах и параличах гортани периферического генеза. Специальное образование. 2019. № 3. С. 92-103. https://doi.org/10.26170/sp19-03-07

12. Baus C., McAleer P., Marcoux K., Belin P., Costa A. Forming social impressions from voices in native and foreign languages. Scientific Reports, 2019, 9. https://doi.org/10.1038/s41598-018-36518-6

13. Логопедия. Методическое наследие. Кн. 2. Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия, под. ред. Л. С. Волковой. М.: Акад. проект, 2020. 431 с.

14. Galeoto G., Polidori A. M., Spallone M., Mollica R., Berardi A., Vanacore N., Celletti C., Carlizza A., Camerota F. Evaluation of physiotherapy and speech therapy treatment in patients with apraxia: a systematic review and meta-analysis. Clinica Terapeutica, 2020, 171(5): e454-e465. https://doi.org/10.7417/CT.2020.2257

15. Palmer R., Dimairo M., Cooper C., Enderby P., Brady M., Bowen A., Latimer N., Julious S., Cross E., Alshreef A., Harrison M., Bradley E., Witts H., Chater T. Self-managed, computerised speech and language therapy for patients with chronic aphasia post-stroke compared with usual care or attention control (Big CACTUS): a multicentre, single-blinded, randomised controlled trial. The Lancet Neurology, 2019, 18(9): 821-833. https://doi.org/10.1016/S1474-4422(19)30192-9

16. Castro S., Wodniecka Z., Timmer K. Am I truly monolingual? Exploring foreign language experiences in monolinguals. PLoS One, 2022, 17(3). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0265563

17. Каспин И. В. Английская фонетика и правила чтения для начинающих. СПб.: ВВМ, 2004. 152 с.

18. Скуланова А. Ю. Английский без акцента: как самостоятельно освоить английское произношение. М.: Эксмо, 2017. 176 с.

19. Бобылова М. Ю., Капустина А. А., Браудо Т. А., Абрамов М. О., Клепиков Н. И., Панфилова Е. В. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики. Русский журнал детской неврологии. 2017. Т. 12. № 4. С. 32-42. https://doi.org/10.17650/2073-8803-2017-12-4-32-42

20. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: КАРО, 2018. 304 с.

21. Вечканова И. Г., Жукова А. Е., Юрченко Т. И. Игровые технологии физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья: кубики «Движение». СПб.: АЛЬМА, 2022. 104 с. https://elibrary.ru/qlvwyc

22. Методические рекомендации по созданию специальных условий для организации образования воспитанников детских домов-интернатов системы социальной защиты, в том числе в рамках инклюзивного образования, авт.-сост.: Е. А. Романова, О. В. Зоводилкина, О. В. Караневская, А. К. Фадина, М. Г. Попова; науч. ред. А. М. Царёв. Псков: ФРЦ ИН ТМНР, 2019. 224 с.

23. Малышева Е. Б., Окерешко А. В. Роли преподавателя иностранного языка для студентов лингвострановедческих специальностей. Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 21. С. 67-74. https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN2227-8591.21.7

24. Горджеладзе Л. В. Развитие навыка говорения на английском языке с помощью посещения разговорного клуба. Молодой ученый. 2023. № 2. С. 447-449. https://elibrary.ru/xlvtpw

25. Методические рекомендации по использованию альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в стационарных учреждениях социального обслуживания, под ред. О. В. Караневской. М.: Теревинф, 2022. 252 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?