Новосибирск, Россия
Новосибирск, Россия
Новосибирский государственный педагогический университет (кафедра информационных систем и цифрового образования, профессор)
Екатеринбург, Россия
Цель – выявить дефициты в методической поддержке педагогов при реализации онлайн-обучения школьников. Выявлены актуальные направления методической поддержки онлайн-обучения: цифровые инструменты для коммуникации; форма представления мультимедийного контента; сервис для обмена методическими материалами; порядок использования заимствованных на видеохостингах материалов; методика создания онлайн-теста для домашнего задания. Проведено анкетирование 58 учителей школ Новосибирской и Свердловской областей для выявления предпочтений педагогов в конкретизации направлений методической поддержки онлайн-обучения. Корреляционная связь между ответами на вопросы анкеты и данными респондентов (пол, возраст, профильная подготовка, педагогический стаж, стаж онлайн-преподавания) – слабая или отсутствует. Установлено, что необходима методическая поддержка педагогов онлайн-обучения в освоении многофункциональных цифровых инструментов для коммуникации (Microsoft Teams, Discord); овладении формами представления мультимедийного контента в виде графических схем, инфографики, интеллект-карт; применении облачных сервисов для обмена методическими материалами; использовании для создания онлайн-тестов специальных форм (Google Forms, WEBanketa, Menti.com). Опрос показал, что большинство педагогов правильно понимают порядок использования заимствованных на видеохостингах материалов в рамках онлайн-уроков. Результаты актуальны для школ России и определяют направления дополнительного обучения педагогов, реализующих онлайн-обучение в цифровой образовательной среде.
проблемы онлайн-обучения, методическая поддержка, цифровая образовательная среда, цифровые инструменты, цифровые сервисы, массовые открытые онлайн-курсы, мультимедийный контент, онлайн-тест, анкетирование
1. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Сергоманов П. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. М.: ИД ВШЭ, 2019. 343 с. https://www.elibrary.ru/anygho
2. Куликова С. С., Яковлева О. В. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде: вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов. Образование и наука. 2022. Т. 24. № 2. С. 48-83. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-48-83
3. Ally M. Foundations of educational theory for online learning. The theory and practice of online learning, ed. Anderson T. 2nd ed. Athabasca, AB: Athabasca University Press, 2008, 15-44. https://doi.org/10.15215/aupress/9781897425084.01
4. Быстрова Н. В., Ремизова Е. А., Ермолаева Е. Л. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде. Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-3. С. 14-17. https://www.elibrary.ru/aczrhg
5. Шамина Н. В. Онлайн-обучение в образовательном процессе: сильные и слабые стороны. Казанский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 20-24. https://www.elibrary.ru/nlnczt
6. Попова Н. В., Верешш Й., Благовещенская Е. А., Кузьмина А. В. Многофакторный анализ онлайн-обучения в рамках системного подхода: аспекты повышения качества онлайн-обучения в вузе. Человек и образование. 2022. № 1. С. 157-169. https://doi.org/10.54884/S181570410020135-3
7. Федосенко Е. В. Психологическое давление онлайн-обучения на школьников и студентов: мифы и реальность. Образование и качество жизни. 2021. № 3. С. 24-28. https://www.elibrary.ru/rtllhq
8. Полякова О. Б. Специфика эмоционального истощения студентов в условиях онлайн-обучения. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2020. Т. 19. № 4. С. 17-24. https://www.elibrary.ru/senceh
9. Попова А. М. Онлайн-обучение школьников и студентов. Вопросы педагогики. 2020. № 4-2. С. 283-287. https://www.elibrary.ru/pfhrmy
10. Caplan D., Graham R. The development of online courses. The theory and practice of online learning, ed. Anderson T. 2nd ed. Athabasca, AB: Athabasca University Press, 2008, 245-264. https://doi.org/10.15215/aupress/9781897425084.01
11. Асадуллин Р. М., Дорофеев А. В., Левина И. Р. Диагностика цифровых компетенций педагога. Педагогика и просвещение. 2022. № 1. С. 1-17. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2022.1.37153
12. Чикова О. А. Модель организации воспитательной работы в цифровой образовательной среде школы. Современный учитель - взгляд в будущее: Междунар. науч.-образов. форум. (Екатеринбург, 17-18 ноября 2022 г.) Екатеринбург, 2022. Ч. 1. С. 254-265. https://doi.org/10.26170/ST2022t1-83
13. Клеветова Т. В., Комиссарова С. А., Попов К. А. Технологии онлайн-обучения как современное направление реализации образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся. Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. https://doi.org/10.17513/spno.30787
14. Зенкова Л. А. Воспитание мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности в контексте цифровой образовательной среды обучающихся основной школы. Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-2. С. 130-133. https://www.elibrary.ru/kqwrom
15. Жмаев И. Ю. Применение метода проектов в условиях онлайн-обучения. Тенденции развития науки и образования. 2022. № 90-1. С. 47-50. https://doi.org/10.18411/trnio-10-2022-13
16. Шинкарёва О. В., Орлова А. О., Миронова К. Г. Онлайн-квест как метод инновационного обучения школьников основам финансовой грамотности. Вестник МГПУ. Серия «Экономика». 2022. № 3. С. 101-111. https://doi.org/10.25688/2312-6647.2022.33.3.9
17. Жилмагамбетова Р. З., Мубараков А. М., Алимагамбетова А. З. Адаптивное персонализированное обучение математике - инновационный метод онлайн-преподавания в школе. Вестник ЗКГУ. 2021. № 4. С. 53-61. https://doi.org/10.37238/1680-0761.2021.84(4).32
18. Гречушкина Н. В. Онлайн-курс: определение и классификация. Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 125-134. https://www.elibrary.ru/xrodtf
19. Золотухин С. А. Основные принципы оценки массовых открытых онлайн-курсов. European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 228-234. https://www.elibrary.ru/umzafr
20. Романова Н. Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения. Педагогика высшей школы. 2018. № 2. С. 5-8. https://www.elibrary.ru/nusaud
21. Zhu M., Bonk C. J., Sari A. R. Instructor experiences designing MOOCs in higher education: pedagogical, resource, and logistical considerations and challenges. Online Learning, 2018, 22(4): 203-241. http://dx.doi.org/10.24059/olj.v22i4.1495
22. Захарова У. С., Танасенко К. И. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей. Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2019. № 3. С. 176-202. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-3-176-202
23. Рощина Я. М., Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) опыт российского образования. Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. № 1. С. 174-199. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1-174-199
24. Жукова А. А. Уровень развития информационной компетентности у учителей до и после разработки электронной образовательной среды. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022. Т. 11. № 3. С. 29-36. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-3-29-36
25. Грицова О. А., Тиссен Е. В. Оценка качества онлайн-обучения в системе высшего образования в регионах. Экономика региона. 2021. Т. 17. № 3. С. 929-943. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-3-15
26. Фролова О. В. Разработка системы профессиональной поддержки учителей в условиях онлайн-обучения в школе. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4. С. 82-92. https://doi.org/10.54509/22203036_2021_4_82