Специфика предпринимательской деятельности в подсанкционной ресурсной экономике (кейс Исламской Республики Иран)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В новых условиях необходимо переосмысление представлений и моделей деятельности разных подсистем национальной экономики, в том числе малого и среднего предпринимательства. Большой интерес представляет исследование опыта Исламской Республики Иран как ресурсной страны, столкнувшейся с высоким уровнем экономических санкций. Цель – выявить особенности деятельности малых и средних предприятий Исламской Республики Иран. Использованы методы экономического анализа, системно-­структурный подход. Материалами для исследования выступили публикации, документы органов власти, статистические сборники, публикации деловых СМИ Исламской Республики Иран. Установлено, что критерием классификации малых и средних предприятий является только численность работников. Вследствие высокой инфляции критерии выручки и активов не применяются, не учитывается отраслевая принадлежность. Показано, что значительная доля малых и средних предприятий развивалась путем замещения недоступных товаров и технологий, что обусловило появление определенных особенностей. Во-первых, малые и средние предприятия обеспечивают до трети ВВП Исламской Республики Иран, что существенно выше, чем в России и сопоставимо с США, однако они мало участвуют в экспорте. В то же время отставание малых и средних предприятий по производительности труда от среднего уровня ниже, чем в странах со зрелой рыночной экономикой, в том числе в России. В условиях санкций значительная часть малых и средних предприятий Исламской Республики Иран выпускают альтернативную импортной продукцию с высокой добавленной стоимостью в рамках мелкосерийного производства. Ее производители пользуются рыночной властью в условиях высокой инфляции. Однако экспортный потенциал этой продукции ограничен, импортируются преимущественно продукты питания, одежда, изделия из кожи. Особенностями поддержки малых и средних предприятий являются ориентация на создание цепочек добавленной стоимости, а не учреждение новых предприятий, а также развитие субконтрактных отношений.

Ключевые слова:
предпринимательство, малые и средние предприятия, Исламская Республика Иран, технологический суверенитет, ресурсная экономика, экономические санкции, зарубежный опыт
Список литературы

1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 355 с.

2. Birch D. Job creation in America: how our smallest companies put the most people to work. N. Y.: Free Press, 1987, 244.

3. Орехова С. В., Кислицын Е. В. Совокупная производительность факторов в промышленности России: малые vs крупные предприятия. Journal of New Economy. 2019. Т. 20. № 2. С. 127-144. https://doi.org/https://doi.org/10.29141/2073-1019-2019-20-2-8

4. Корчагин Р. Л. Специфика эволюции технологического предпринимательства в развивающихся и переходных странах. Инновации. 2020. № 12. С. 63-70. https://doi.org/10.26310/2071-3010.2020.266.12.008

5. Комолов О. О. Крупный и малый бизнес: роль и место в современной экономике. Экономическое возрождение России. 2015. № 4. С. 156-167. https://www.elibrary.ru/vhgsvb

6. Sharfaei S., Ong J. W., Ojo A. O. The impact of industry forces on international SME performance in Iran: the mediating effect of competitive advantage. Administrative Sciences, 2022, 12(4). https://doi.org/10.3390/admsci12040132

7. Talebi K., Tajeddin M. The adoption of new and innovative knowledge by small and medium enterprises of Iran: opportunities and constraints for growth. African Journal of Business Management, 2011, 5(1): 39-49.

8. Samadzad S., Hashemi M. Analyzing success factors of small and medium enterprises (SMEs): a study in Iranian context. International journal of Innovation in Management, Economics and Social Science, 2022, 2(1): 43-51. https://doi.org/10.52547/ijimes.2.1.43

9. Jalali A., Jaafar M., Ramayah T. Organization-stakeholder relationship and performance of Iranian SMEs: Examining the separate mediating role of innovativeness and risk-taking. International Journal of Islamic and Middle Eastern Finance and Management, 2020, 13(3): 417-436. https://doi.org/10.1108/IMEFM-11-2018-0407

10. Salouneh S., Saketi P., Purmahdi K. Investigating strategies for growth Iranian women’s small and medium enterprises market. Consumer Behavior Studies Journal, 2020, 7(1): 47-71. (In Persian) https://doi.org/10.34785/J018.2020.732

11. Pourmirza H., Roosta A., Heidarzadeh K., Abdolvand A. Development of export readiness evaluation pattern for Iranian small and medium size enterprises. Journal of Business Management Perspective, 2020, 19(41): 79-100. (In Persian) https://doi.org/10.52547/jbmp.19.41.79

12. Dastjerdi D. S., Tayebi S. K., Elahi N. The effect of economic growth rate uncertainty on financing small and medium enterprises in Iran. International Journal of Business and Development Studies, 2020, 12(1): 57-71. https://doi.org/10.22111/ijbds.2020.5437

13. Seyyedamiri N., Karimi A., Khosravi S. S., Ghamkhar S. Creative advertising and business performance: an investigation of small and medium-sized enterprise in the traditional Iranian food industry. Journal of Foodservice Business Research, 2021, 24(1): 74-100. https://doi.org/10.1080/15378020.2020.1848261

14. Arasti Z., Zandi F., Bahmani N. Business failure factors in Iranian SMEs: do successful and unsuccessful entrepreneurs have different viewpoints? Journal of Global Entrepreneurship Research, 2014, 4. https://doi.org/10.1186/s40497-014-0010-7

15. Sarvari H., Chan D. W. M., Alaeos A. K. F., Olawumi T. O., Aldaud A. A. A. Critical success factors for managing construction small and medium-sized enterprises in developing countries of Middle East: evidence from Iranian construction enterprises. Journal of Building Engineering, 2021, 43. https://doi.org/10.1016/j.jobe.2021.103152

16. Hakaki A., Nikabadi M. S. A hybrid fuzzy approach to success in e-commerce adoption in Iranian manufacturing SMEs. Asian Academy of Management Journal, 2022, 27(1): 175-197. https://doi.org/10.21315/aamj2022.27.1.8

17. Naddaf M., Ebrahimi A., Jamali A. Identifying key factors in the technology development of Iranian non-government sector. Iranian Journal of Trade Studies, 2015, 14(56): 195-233. (In Persian)

18. Mahdinia M. H., Daneshvar M. R. M. Assessment of innovative strategies to improve the tourism sector in Iran. SN Business & Economics, 2022, (2). https://doi.org/10.1007%2Fs43546-022-00365-5

19. Farani Y. A., Fatemeh S., Gholamrezai S., Azadi H., Nazemi N. Impacts of COVID-19 pandemic on micro and small enterprises: evidence from rural areas of Iran. Frontiers in Public Health, 2022, 10. https://doi.org/10.3389/fpubh.2022.844825

20. Van Auken H. E., Ardakani M. F., Carraher Sh., Avorgani R. K. Innovation among entrepreneurial SMEs during the COVID-19 crisis in Iran. Small Business International Review, 2021, 5(2). https://doi.org/10.26784/sbir.v5i2.395

21. Benis A. R. The impact of small and medium-sized enterprises on economic growth in Iran. Global Journal of Management and Business Research, 2014, 14(2): 59-65.

22. Cheratian I., Goltabar S., Farzanegan M. R. Firms persistence under sanctions: micro-level evidence from Iran. The World Economy, 2023, 00: 1-42. https://doi.org/10.1111/twec.13378

23. Jalali A. The mediating role of entrepreneurial orientation between relational capital and firm performance: evidence from Iranian SMEs. International Journal of Asian Business and Information Management, 2023, 14(1). https://doi.org/10.4018/IJABIM.318338

24. Setayesh H., Memarnejad A., Kiani K. H., Torabi T. Explaining the factors affecting the growth of small and medium-sized enterprises’ value added in Iranian economy. The Journal of Economic Studies and Policies, 2020, 6(2): 189-206. (In Persian)

25. Рогова К. В. Современные представления о взаимосвязи деятельности малых и средних предприятий с региональным экономическим развитием. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. Т. 7. № 3. С. 378-394. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2022-7-3-378-394

26. Козырев Н. И. Иранская экономика: вчера, сегодня, завтра. Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2016. № 2. С. 129-147. https://www.elibrary.ru/wknuxv

27. Юртаев В. И. Иран в ситуации трансформации санкционного режима. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. Т. 10. № 2. С. 66-80. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2017-10-2-66-80

28. Ситкевич Д. А., Стародубровская И. В. Кратко- и долгосрочные последствия санкций: опыт Ирана и Югославии. Вопросы теоретической экономики. 2022. № 3. С. 77-98. https://doi.org/10.52342/2587-7666VTE_2022_3_77_98

29. Rasoulinezhad E., Motamedi Sedeh F. The Iranian model of the resistance economy: lessons and recommendations for Russia. Vestnik Zabaikalskogo gosudarstvennogo universiteta, 2022, 28(8): 132-142. https://doi.org/10.21209/2227-9245-2022-28-8-132-142

30. Розенберг А. В. Предварительный анализ уязвимости крупнейших российских банков: иранский сценарий антироссийских санкций. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2022. Т. 16. № 4. С. 15-20. https://doi.org/10.14529/em220402

31. Рогова К. В. Сравнительный анализ критериев малых и средних предприятий в экономике стран мира. Молодежь и наука: Междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Тагил, 27 мая 2022 г.) Нижний Тагил: НТИ УрФУ, 2022. С. 519-521. https://www.elibrary.ru/miteax


Войти или Создать
* Забыли пароль?