Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Практика разработки стратегий в России нуждается в корректировках, позволяющих, с одной стороны, учитывать высокую степень изменчивости внешней среды и отвечать долгосрочным трендам, в том числе связанным с регулированием климатических изменений, зеленой и энергетической трансформацией, а с другой – реализовывать долгосрочные цели и видение. Целью исследования являлось совершенствование методологии разработки стратегий на отраслевом уровне для обеспечения устойчивого и инновационного развития российской экономики. В работе использовалась методология стратегирования. Несмотря на быстрые изменения, которые нашли свое отражение в концепциях VUCA и BANI, стратегии могут поддержать эффективные преобразования компаний и отраслей, каскадируя и синхронизируя цели экономической политики. Часть отраслевых стратегий, утвержденных на государственном уровне, хотя и содержит глубокий анализ текущей ситуации в отраслях, выявляет наиболее значимые проблемы. Однако в стратегиях отсутствует долгосрочное видение, и стратегии рассматриваются как инструмент решения текущих проблем. В этом случае стратегии становятся стратегиями догоняющего развития, неспособными формировать лидирующие позиции в будущем. При разработке инновационных стратегий важно не только использовать имеющиеся компетенции, конкурентные преимущества и ресурсные возможности, но и на основе долгосрочного видения привлекать дополнительные ресурсы и создавать новые конкурентные преимущества на всем периоде реализации стратегии. На первом этапе реализации отраслевых стратегий можно ограничиться минимально допустимым уровнем инвестиций, создавая механизмы эффективного взаимодействия бизнеса, науки и государства, в том числе на основе механизма особых экономических зон, промышленных кластеров, цифровых платформ и т. д. Это позволит формировать эффективные горизонтальные связи, повышая устойчивость экономической системы к изменениям во внешней среде.
стратегия, тренды, цели устойчивого развития, Парижское соглашение по климату
1. Астапов К. Л. Постиндустриальные вызовы российской экономике. М.: ТЕИС, 2009. 270 с.
2. Бобылев С. Н., Соловьева С. В., Кирюшин П. А. Крах глобальной модели потребления: в поисках устойчивости // Мировая экономика и международные отношения. 2022. Т. 66. № 11. С. 92-100. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-11-92-100
3. Друкер П. Ф. Менеджмент. Вызовы XXI века. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 235 с.
4. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
5. Квинт В. Л., Астапов К. Л. Стратегия Кузбасса на 50-летнюю перспективу в книгах Библиотеки «Стратегия Кузбасса» // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 2. С. 123-135. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-123-135
6. Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К. Согласованность глобальных и национальных интересов с региональными стратегическими приоритетами // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 11. С. 900-909. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909
7. Кисита Ю. Методология Форсайта и дорожных карт - тенденции и перспективы // Форсайт. 2021. Т. 15. № 2. С. 5-11. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2021.2.5.11
8. Мусаев Р. А., Астапов К. Л., Панкратов А. А. Роль кластерной политики в модернизации российской экономики // Проблемы теории и практики управления. 2020. № 10. С. 101-119. https://doi.org/10.46486/0234-4505-2020-10-101-119
9. Основы стратегии экологического развития России / под ред. В. Л. Квинта, В. А. Фетисова. М.: Издательский Дом Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 2021. 77 с. https://doi.org/10.29003/m2447.978-5-19-011631-1
10. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2003. 557 p.
11. Швырков Ю. М. Государственное индикативное планирование: теория, история, современная практика: (российский и зарубежный опыт). М.: Проспект, 2007. 345 с.
12. Bennis W. G., Nanus B. Leaders: Strategies for taking charge. HarperCollins, 2003. 256 p.
13. Grant R. M. Contemporary strategy analysis. John Wiley & Sons, 2016. 776 p.
14. Kaplan R. S., Norton D. P. Using the balanced scorecard as a strategic management system // Harvard Business Review. 1996. Vol. 74. № 1. P. 75-85.
15. Kenichi O. The mind of the strategist: The art of Japanese business. McGraw Hill, 1982. 283 p.
16. Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York, London: Routledge, 2016. 519 p.
17. Phelps E. S. Mass flourishing: How grassroots innovation created jobs, challenge, and change. Princeton University Press, 2013. 392 p.
18. Porter M. The five competitive forces that shape strategy // Harvard Business Review. 2008. Vol. 86. № 1. P. 78-93.
19. Schumpeter J. A. The theory of economic development: An inquiry into profits, capital, credit, interest, and the business cycle. Harvard University Press, 2011. 244 p.