Кемерово, Россия
Россия
Предпринимательская активность серьезно влияет на развитие регионов и муниципальных образований, особенно отдаленных, периферийных. Важнейший аспект исследования деятельности малого и среднего предпринимательства в экономическом пространстве региона – это анализ различий между территориями в уровнях предпринимательской активности, а также оценка динамики соответствующих процессов в различных внешних условиях. Цель – выявить внутрирегиональные различия предпринимательской активности региона, оценить характер и значимость этих изменений на материалах Кемеровской области – Кузбасса в 2020–2022 гг. Выбор области для исследования объясняется тем, что это крупный регион Сибирского федерального округа с хорошо развитой городской сетью, значительным числом муниципальных образований первого уровня (городской округ и муниципальный район). Кроме того, это регион ресурсного типа с характерными для них особенностями и проблемами, где малые и средние предприятия должны в определенной степени балансировать и стабилизировать сложившуюся экономическую модель. В исследовании использован показатель количества малых и средних предприятий, нормированный на 10 тыс. человек. Применялись методы дескриптивной статистики, парный t-критерий Стьюдента для связанных выборок, коэффициенты парной и ранговой корреляции. Исследование показало, что к 2019 г. количество малых и средних предприятий, нормированное на численность населения, определялось известными в науке агломерационными эффектами. Максимальные значения показателя наблюдались в Кемерове, Новокузнецке и соответствующих муниципальных районах, а также других городах Кузбасской агломерации. Аутсайдерами были малые города вне агломераций, сельские районы, прилегающие к крупным районным центрам. В 2020–2022 гг. межмуниципальные колебания предпринимательской активности практически не зависели от плотности населения или пространственного положения муниципального образования. Агломерационный фактор не способствовал более быстрому восстановлению сектора малого и среднего предпринимательства. В целом за 2020–2022 гг. изменения показателя малых и средних предприятий на 10 тыс. человек были статистически незначимы и ограничены. Значительного внутрирегионального сдвига не произошло, что объясняется зависимостью исследуемого показателя от численности населения. Минимальный уровень предпринимательской активности присущ малым городам, а также ряду сельских районов, центрами которых являются города агломерации. Это объясняется ограниченной емкостью потребительского рынка, а также активными поездками населения за покупками в более крупные районные центры. Отдаленные периферийные районы в основном занимали срединные позиции, что противоречит теоретическим представлениям. С точки зрения прикладных рекомендаций следует отметить необходимость дальнейшего исследования дифференциации мер поддержки малых и средних предприятий в разрезе муниципальных образований Кемеровской области – Кузбасса, а также содействия предпринимателям в выборе места локализации, размещения бизнеса.
малое предпринимательство, малые и средние предприятия, предпринимательская активность, Кемеровская область – Кузбасс, муниципальное образование, экономический кризис, санкции, агломерация, факторы размещения
1. Бильчак В. С., Бильчак М. В. Трудовая мотивация и конкуренция в региональном развитии предпринимательства. СПб.: Нацразвитие, 2018. 214 с. https://elibrary.ru/poyagp
2. Пиньковецкая Ю. С. Эволюция взглядов на предпринимательство и предпринимателей в научных исследованиях. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. № 4. С. 543-556. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2020-5-4-543-556
3. Корчагина И. В., Старикова А. В Экономическое пространство малых и средних предприятий: теоретические аспекты и тенденции развития. Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 4. С. 594-602. https://doi.org/10.18334/rp.18.4.37453
4. Кузнецова О. В., Бобровский Р. О. Факторы размещения фармацевтических предприятий на примере крупнейших фармкомпаний России. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2022. Т. 86. № 2. С. 168-178. https://doi.org/10.31857/S2587556622020066
5. Шарыгин М. Д., Кротов И. И. Основные факторы территориальной организации малого предпринимательства. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. № 9. С. 155-168. https://elibrary.ru/syoqwp
6. Рубан Д. А. Концентрация региональной активности малых предприятий в условиях инфляции. Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2018. Т. 17. № 1. С. 52-70. https://doi.org/10.15826/vestnik.2018.17.1.003
7. Krugman P. Space: the final frontier. Journal of Economic Perspectives, 1998, 12(2): 161-174. https://doi.org/10.1257/jep.12.2.161
8. Venables A. J. Equilibrium locations of vertically linked industries. International Economic Review, 1996, 37(2): 341-359. https://doi.org/10.2307/2527327
9. Захарова Е. А., Давыдов Д. В., Земцова Е. М. Новая экономическая география: тридцать лет спустя. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2023. Т. 39. № 1. С. 127-155. https://doi.org/10.21638/spbu05.2023.106
10. Мельникова Л. В. «Пространственно-нейтральная» и «локально-адресная» региональная политика: проблемы выбора. Регион: экономика и социология. 2014. № 1. С. 64-85. https://elibrary.ru/slhzsf
11. Жидкова Е. А., Корчагина И. В. Влияние добычи полезных ископаемых на предпринимательство в регионе ресурсного типа (кейс Кемеровской области - Кузбасса). Развитие территорий. 2023. № 1. С. 74-85. https://doi.org/10.32324/2412-8945-2023-1-74-85
12. Horeczki R. The spatial distribution of the medium-sized enterprise sector in the Hungarian urban hierarchy. Studia Miejskie, 2020, 40: 71-81. https://doi.org/10.25167/sm.3421
13. Song Z., Liu W. Spatial distribution of small and medium-sized enterprises (SMEs) and its determinants in China. Geographical Research, 2013, 32(12): 2233-2243. https://doi.org/10.11821/dlyj201312018
14. Nwokocha V. Ch. Small and medium scale enterprises and the utilization of strategic alliance: The effect of spatiality in emerging markets economy. Production & Manufacturing Research, 2021, 9(1): 264-280. https://doi.org/10.1080/21693277.2021.1978009
15. Alkaabi K. A. S. Effects of geographic distribution of small and medium-size enterprises on growth, innovation, and economic contributions: a case study of UAE. International Journal of Applied Geospatial Research, 2020, 11(4): 23-41. http://doi.org/10.4018/IJAGR.2020100102
16. Banwo A. O., Du J., Onokala U. The determinants of location specific choice: small and medium-sized enterprises in developing countries. Journal of Global Entrepreneurship Research, 2017, 7. https://doi.org/10.1186/s40497-017-0074-2
17. Ženka J., Novotný J., Slach O., Ivan I. Spatial distribution of knowledge-intensive business services in a small post-communist economy. Journal of the Knowledge Economy, 2017, 8(2): 385-406. https://doi.org/10.1007/s13132-015-0260-9
18. Liao Z., Zhang L., Wang X. Spatial distribution characteristics and accessibility analysis of beautiful leisure villages in China. PLOS One, 2022, 17(10). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0276175
19. Yong F. Agglomeration and spatial distribution of E-Commerce sector in China: a case study of Jiangsu province. Wireless Communications and Mobile Computing, 2022. https://doi.org/10.1155/2022/7284213
20. Chłoń-Domińczak A., Fiedukowicz A., Olszewski R. Geographical and economic factors affecting the spatial distribution of micro, small, and medium enterprises: an empirical study of the Kujawsko-Pomorskie region in Poland. ISPRS International Journal of Geo-Information, 2020, 9(7). https://doi.org/10.3390/ijgi9070426
21. Pinkovetskaia Iu. S., Meliksetyan S. N., Pavlyuk A. V., Lipatova N. N., Nusratullin I. V. Small and medium-sized enterprises in the Russian Federation: regularities of spatial distribution. Journal of Advanced Research in Law and Economics, 2020, 10(2): 640-652. https://doi.org/10.14505//jarle.v10.2(40).26
22. Алещенко В. В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики. ЭКО. 2014. № 11. С. 132-141. https://elibrary.ru/syuezd
23. Аванесян Э. А. Особенности размещения малых и средних предприятий в Уральском федеральном округе. Kant. 2021. № 4. С. 15-20. https://doi.org/10.24923/2222-243X.2021-41.2
24. Басарева В. Г. Малый бизнес России: теоретические основы исследования, моделирование, концепция государственного регулирования. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013. 295 с. https://elibrary.ru/rutalr
25. Трубехина И. Е. Анализ механизмов пространственной концентрации (на примере малого бизнеса в Сибирском федеральном округе). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Т. 14. № 2. С. 101-107. https://elibrary.ru/smtqxv
26. Утюшева Л. Д. Территориальное размещение субъектов малого бизнеса в экономическом пространстве города. Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 40. С. 60-68. https://elibrary.ru/rdrgjr
27. Утюшева Л. Д. Особенности агломерационного развития предприятий малого бизнеса в экономике крупного города: авторефер. дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2014. 26 с. https://elibrary.ru/zpjlhh
28. Акулов А. О. Неформальные кластеры малых и средних предприятий в муниципальной экономике (кейс кластеризации автосервисов города Кемерово). Муниципалитет: экономика и управление. 2021. № 1. С. 36-51. https://doi.org/10.22394/2304-3385-2021-1-36-51
29. Самойлова Н. А. Прошлое, настоящее и будущее поселений, развитие которых связано с добычей полезных ископаемых (на примере Кузбасса). Вестник МГСУ. 2018. Т. 13. № 2. С. 155-169. https://doi.org/10.22227/1997-0935.2018.2.155-169