Москва, Россия
Современное общество требует от многих специалистов и от педагогических работников в том числе постоянного развития и самосовершенствования. Обсуждается необходимость обеспечения организации научно-методического сопровождения для профессионально-личностного развития педагогов в системе дополнительного профессионального образования; исследуется понятие индивидуальная образовательная программа развития педагогов; аргументируется разработка программы на основе выявленных профессиональных дефицитов с помощью различных форм и способов. Цель – анализ структуры научно-методического сопровождения по профессионально-личностному развитию педагогов на основе персонифицированного и личностно-ориентированного подходов к обучению и технологий, с помощью которых реализуются цели, направленные на повышение уровня профессионального и личностного развития педагогов: наставничество, коучинг и менторинг. В результате были определены схожие и отличительные характеристики данных технологий. Используя такие методы исследования, как анализ, систематизация, обобщение. Предлагается рассматривать понятие научно-методическое сопровождение как целостную систему взаимосвязанных действий и направлений работы, ориентированных на профессионально-личностное развитие каждого педагога. Помимо этого, в работе представлены результаты апробации отдельных элементов системы научно-методического сопровождения по итогам серии практических вебинаров с обучающимися педагогического вуза и педагогами общеобразовательных организаций.
научно-методическое сопровождение, профессионально-личностное развитие педагога, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, диагностика профессиональных дефицитов, наставничество, менторинг, коучинг
1. Жилина А. И. Дополнительное профессиональное педагогическое образование как стратегический ресурс развития системы образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 3. № 2. С. 56-68. https://elibrary.ru/tkjont
2. Гейнце Л. А. Современные методы обучения педагогов на рабочем месте. Современная наука, общество и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 5 июля 2022 г.) Пенза: Наука и Просвещение, 2022. Ч. 2. С. 144-148. https://elibrary.ru/bqktzw
3. Давлятшина О. В. Организация образовательного методического пространства школы, обеспечивающего профессионально-личностное развитие педагогов. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 7. С. 24-31. https://www.elibrary.ru/uzbhqp
4. Вороткова И. Ю., Усачева А. В. Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов на основании результатов профессиональной деятельности. Педагогическое образование в России. 2022. № 2. С. 105-112. https://www.elibrary.ru/elxfwk
5. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Ленингр. ун-т, 1967. 183 с. https://www.elibrary.ru/jzzxvu
6. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. 256 с.
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. 3-е изд. М.: МПСИ, 2010. 447 с.
8. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: СПбГУ, 1993. 54 с. https://www.elibrary.ru/qzbvqb
9. Загривная Т. А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 23 с.
10. Аранова С. В., Ивашова О. А., Лазукова Н. Н., Леонтьева О. В., Подходова Н. С., Суслов В. Г. Подготовка будущих учителей к организации педагогической поддержки неуспешных учащихся. СПб.: Свое изд-во, 2013. 137 с. https://www.elibrary.ru/rrpjhj
11. Собкин В. С., Адамчук Д. В. Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации. М.: ИУО РАО, 2016. 216 с. https://elibrary.ru/wmcyln
12. Дудина О. П. Мониторинг профессиональных дефицитов педагогических работников системы дополнительного профессионального образования как инструмент повышения качества реализации программ. Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2020. № 1. С. 113-118. https://www.elibrary.ru/xbjdfh
13. Вороткова И. Ю., Усачева А. В. Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов на основании результатов профессиональной деятельности. Педагогическое образование в России. 2022. № 2. С. 105-112. https://www.elibrary.ru/elxfw
14. Гейнце Л. А. Проектирование индивидуальной образовательной программы для профессионально-личностного развития педагогов в системе адаптивного обучения. Флагман науки. 2023. № 9. С. 199-206. https://doi.org/10.37539/2949-1991.2023.9.9.030
15. Ганичева Е. М. Применение уровневого подхода к оценке сформированности информационно-коммуникационной компетентности педагога. Педагогическая информатика. 2018. № 4. С. 18-24. https://www.elibrary.ru/yurozf
16. Ваныкина Г. В., Сундукова Т. О. Тренинг, фасилитация, коучинг и менторинг в непрерывном образовании. Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1. С. 648-655. https://www.elibrary.ru/vzkktj
17. Игнатьева Е. В., Рябкова Ю. В. Менторинг и наставничество: сравнительный анализ понятийного поля. Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 102-104. https://www.elibrary.ru/yyjkjf
18. Загоруля Т. Б. Концепция педагогической фасилитации: понятие и сущность. Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования: XX Междунар. конф. (Екатеринбург, 22-23 марта 2018 г.) Екатеринбург: УрФУ, 2018. С. 900-906.
19. Hobson A. J., Ashby P., Malderez A., Tomlinson P. D. Mentoring beginning teachers: What we know and what we don't. Teaching and Teacher Education, 2009, 25(1): 207-216. https://doi.org/10.1016/j.tate.2008.09.001
20. Никулина Н. Н., Березина С. В., Ушаков И. И. Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании. Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 165-169. https://doi.org/10.24411/2073-3305-2019-10161
21. Козилова Л. В., Фролова С. В. Развитие личностного потенциала студентов бакалавриата на учебных занятиях в ВУЗе. Образовательные ресурсы и технологии. 2022. № 3. С. 41-48. https://doi.org/10.21777/2500-2112-2022-3-41-48
22. Тараданова И. И. Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников - основа профессионального роста и развития педагога. Траектория педагога: от педагогического образования к непрерывному профессиональному развитию: Mеждунар. практ. конф. (Санкт-Петербург, 13 декабря 2021 г.) М., 2021. С. 8-12.