сотрудник
с. Засечное, Пензенская область, Россия
сотрудник
Пенза, Пензенская область, Россия
сотрудник
Пенза, Пензенская область, Россия
В современных условиях возникает необходимость совершенствования технологий формирования государственно-ориентированной личности в процессе обучения в высших учебных заведениях. Предмет исследования – инструменты методической, социальной, воспитательной и иной работы со студенческой молодежью. Цель – разработка методических рекомендаций по развитию социально-педагогических технологий, направленных на формирование государственно-ориентированной личности в процессе обучения и воспитания в организациях высшего и среднего профессионального образования. Методология опирается на результаты исследований патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания обучающихся, формирования гражданской идентичности, отдельных аспектов использования социально-педагогических технологий в процессе развития социальной активности обучающихся. Разработан комплекс мероприятий для работы со студенческой молодежью, направленный на формирование государственно-ориентированной личности. Инструменты могут стать основой для планов воспитательной работы и концепций патриотического воспитания студенческой молодежи.
гражданская идентичность, социально-педагогические технологии, государственно-ориентированная личность, воспитание, патриотизм, внеаудиторная работа
1. Поломошнов А. Ф. Патриотическое воспитание в системе образования. Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. 2022. № 4. С. 178-188. https://www.elibrary.ru/ofnbsf
2. Орлов И. Б. Патриотическое воспитание в системе высшего образования Российской Федерации: достижения и перспективы развития. Актуальные проблемы истории России, ред. В. Э. Багдасарян. М.: МГОУ, 2018. С. 82-96. https://www.elibrary.ru/xrmkzn
3. Попов П. М. О патриотизме. Евразийский Союз Ученых. 2016. № 30-3. С. 93-97. https://www.elibrary.ru/xaaezr
4. Иванова Д. В., Константинова В. В. Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза. Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3. С. 344-351. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2019-13-3-344-35
5. Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 18-19 октября 2018 г.) М.: Педагогический поиск, 2018. 592 с. https://www.elibrary.ru/yosgtz
6. Анисенкова Т. В. Социально-педагогическое партнерство как технология гражданско-патриотического воспитания молодежи. Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения: XIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 5-8 июля 2017 г.) М.: Перо, 2017. С. 155-158. https://www.elibrary.ru/zeahjt
7. Ермаков С. В. Социально-педагогические технологии в формировании патриотических ценностных ориентаций современной молодежи во внеучебное время в вузе. Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 391-395. https://www.elibrary.ru/dyxslj
8. Тюрина Ю. А., Горькавый М. А., Зиновьева Е. А., Надорожная М. В., Ким А. Ч. Социально-педагогические технологии в реализации молодежной политики в вузе: на примере грантовых проектов агентства Росмолодежи. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2020. Т. 17. № 2. С. 94-106. https://doi.org/10.31079/1992-2868-2020-17-2-94-106
9. Кондратьев С. В., Ткаченко А. В., Волосков И. В., Суковатый В. Г. Инновационные социально-педагогические технологии организации работы с молодежью. The Unity of Science. 2019. № 1. С. 21-23. https://www.elibrary.ru/yxpedr
10. Баханова Е. В. Технологии контекстного обучения в воспитательном процессе при развитии социальной активности студентов среднего специального учебного заведения. Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 3. С. 44-49. https://doi.org/10.21777/2500-2112-2020-3-44-49
11. Лапыко Т. П., Комарова С. В. Применение технологии сетевого взаимодействия в решении задач воспитания и социокультурного развития студентов. Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2-1. С. 236-245. https://doi.org/10.34670/AR.2020.36.14.029
12. Сучкова О. А. Информационно-коммуникационные технологии в системе педагогического сопровождения личностного саморазвития обучающихся в образовательном процессе вуза. Педагогическое образование в России. 2022. № 6. С. 190-201. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2022_06_23
13. Скрипкина А. В., Щуров Е. А. Социально-педагогические инновационные брендинг-технологии в вузе. Наука. Искусство. Культура. 2022. № 1. С. 159-165. https://www.elibrary.ru/sngzpr
14. Социально-педагогические технологии в социализации будущего профессионала: IV Всерос. мультиформатная науч.-практ. конф. представителей академической науки и специалистов-практиков в области воспитательной деятельности в высшей школе (Хабаровск, 12-28 октября 2020 г.) Хабаровск: ДВГУПС, 2021. 147 с. https://www.elibrary.ru/vnqfon
15. Барышникова Е. В. Проектные технологии в профессиональной деятельности социально-педагогического направления. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4. С. 27-30. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0904-0004
16. Юцявичене П. А. Теоретические основы модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 271 с.
17. Панов Н. А., Юдина Н. А. Технология проектного обучения как средство повышения социально-профессиональной мобильности студентов среднего профессионального образования. Проблемы и тенденции научных преобразований в условиях трансформации общества: Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Екатеринбург, 28 декабря 2022 г.) Уфа: Аэтерна, 2022. Ч. 1. С. 111-113. https://www.elibrary.ru/lawvlz
18. Паслер О. В. Идентификационные модели гражданственности студенческой молодежи Северного Кавказа. Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 36-40. https://www.elibrary.ru/vbnzld
19. Li M., Zeng J., Kang J. Research on the Chinese-style path of patriotic education in colleges and universities (1978-2022). Istoriko-pedagogicheskii zhurnal, 2023, (3): 50-67.
20. Atherton O. E., Grijalva E., Roberts B. W., Robins R. W. Stability and change in personality traits and major life goals from college to midlife. Personality and Social Psychology Bulletin, 2021, 47(5): 841-858. https://doi.org/10.1177/0146167220949362
21. Domański H., Pokropek A. The relation between interpersonal and institutional trust in European countries: which came first? Polish Sociological Review, 2021, 213(1): 87-102. https://doi.org/10.26412/psr213.05
22. Ваганова О. И., Гладкова М. Н., Кутепов М. М. Гуманистические технологии в высшем образовании. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2. С. 193-196. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1002-0046