Новокузнецк, Россия
Обсуждается проблема образа виртуального автора, репрезентированного в дискурсивном контенте сайта образовательной организации. Цель – смоделировать образ виртуального автора дискурсивного контента, выражающего коммуникативные интенции. Актуальность исследования определяется востребованностью сайта как инструмента современного коммуникативного процесса и необходимостью его разноаспектного изучения, предполагающего в том числе изучение образа виртуального автора, реализующего посредством сайта свои коммуникативные намерения. Материалом исследования послужили 50 заголовков новостей, опубликованных на официальном сайте Кузбасского института ФСИН России за период с 1 апреля 2022 г. по 1 апреля 2023 г. При исследовании языкового материала были использованы методы контент- и интент-анализа. Анализ заголовков новостного контента позволяет выявить единицы, образующие пропозициональную рамку, включающую а) участников событий (субъектов); б) предикаты, характеризующие участников и указывающие на тип события; в) место и время события. Выявлено, что виртуальным автором новостного контента является обобщенное лицо – образовательная организация (Кузбасский институт ФСИН России), выражающая коммуникативные интенции, направленные на информирование аудитории о деятельности образовательной организации и формирование ее положительного имиджа. Как субъект виртуальный автор сообщает новости об образовательной организации, реализуя коммуникативные интенции. При этом каждый субъект – член коллектива вуза: мы – вместе; мы – команда; мы – участники значимых мероприятий; мы имеем социально значимых партнеров; мы – лучшие; мы – вместе с городом, областью, страной. Интенция создания образа успешного вуза определяет такой подбор лексических единиц, используемых в качестве компонентов пропозициональной рамки, который позволяет эксплицитно выразить объективный модус, а имплицитно – субъективный модус.
сайт, контент, образ автора, ВУЗ, имидж, образовательная организация, заголовки, новостная лента, модальность, речевой портрет, пропозициональная рамка
1. Агагюлова С. И., Галичкина Е. Н., Горошко Е. И., Ильясова С. В., Каллистратидис Е. В., Карабань Н. А., Карасик В. И., Качанова А. А., Колокольцева Т. Н., Кочетова Л. А., Красавский Н. А., Кудрявцева А. А., Лутовинова О. В., Митягина В. А., Рыжков М. С., Черкасова И. С., Шарифуллин Б. Я., Шестак Л. А., Штукарева Е. Б. Интернет-коммуникация как новая речевая формация. М.: Флинта, 2016. 328 с. https://www.elibrary.ru/vvoyvd
2. Алтухова Т. А., Бульдяева В. В., Бушев А. Б., Валько О. В., Ворошилова М. Б., Голев Н. Д., Губина Е. Н., Дебренн М., Дударева Я. А., Евпак Е. В., Зайцева О. В., Ильясова С. В., Иркова А. В., Каменева В. А., Катышев П. А., Колмогорова А. В., Кондратьева О. Н., Ляшева М. Н., Носовец С. Г., Оленев С. В., Потапова Н. В., Рабенко Т. Г., Строганов В. Б., Черняк В. Д., Чистова Е. В., Шмелева Т. В. Социальные сети: комплексный лингвистический анализ. Кемерово: КемГУ, 2021. Т. 1. 430 с. https://www.elibrary.ru/kegpiu
3. Баркович А. А. Интернет-дискурс. Компьютерно-опосредованная коммуникация. М.: Флинта; Наука, 2016, 285 с.
4. Бахмудов А. Г. Особенности создания web-сайта и его роль в работе образовательного учреждения. Мировая наука. 2021. № 6. C. 100–103. . https://www.elibrary.ru/okkgzf
5. Бахтин М. М. Язык в художественной литературе. Собрание сочинений в 7 т. М.: Русские словари, 1996. Т. 5. С. 287–297. https://elibrary.ru/trkukx
6. Беляшова М. Л. Сайт вуза как инструмент позиционирования в образовательном пространстве: жанровый анализ. Гуманитарные научные исследования. 2018. № 5. URL: https://human.snauka.ru/2018/05/24980 (дата обращения: 05.08.2023). https://www.elibrary.ru/otdzan
7. Вакку Г. В. Жанры интернет-коммуникации: веб-сайт (на примере сайта ГТРК «Чувашия»). Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2012. № 2-2. С. 12–15. https://www.elibrary.ru/pbfzdp
8. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М.: Высш. шк., 1971, 244.
9. Голев Н. Д., Алтухова Т. А., Бутакова Л. О., Гуц Е. Н., Ергалиева С. Ж., Ефремов В. А., Иваненко Г. С., Иркова А. В., Ким Л. Г., Новгородова Е. В., Мельник Н. В., Нарчук В. С., Орлова Н. В., Сологуб О. П., Тармаева В. И., Тупикова А. М., Шпильная Н. Н., Юхневич В. Н. Социальные сети: комплексный лингвистический анализ. Кемерово: КемГУ, 2021. Т. 2. 300 с. https://www.elibrary.ru/nqbyei
10. Голев Н. Д., Ким Л. Г. Диктумно-модусный плюрализм виртуального диалогического дискурса (на материале интернет-комментариев). Медиалингвистика. 2023. Т. 10. № 1. С. 4–26. https://doi.org/10.21638/spbu22.2023.101
11. Горошко Е. О. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры. In: Агагюлова С. И., Галичкина Е. Н., Горошко Е. И., Ильясова С. В., Каллистратидис Е. В., Карабань Н. А., Карасик В. И., Качанова А. А., Колокольцева Т. Н., Кочетова Л. А., Красавский Н. А., Кудрявцева А. А., Лутовинова О. В., Митягина В. А., Рыжков М. С., Черкасова И. С., Шарифуллин Б. Я., Шестак Л. А., Штукарева Е. Б. Интернет-коммуникация как новая речевая формация. 3-е изд., стер. М.: Флинта, 2016. С. 9–52. https://www.elibrary.ru/vvoyvd
12. Дускаева Л. Р. Новостной гипертекст сетевых СМИ: трансформационные стилистико-речевые процессы. Экология языка и коммуникативная практика. 2013. № 1. С. 45–53. https://www.elibrary.ru/sjmtor
13. Ефремова Е. Е. Терминология и аббревиация лексических единиц языка финансовых корпоративных сайтов (на материале русскоязычных и англоязычных интернет-сайтов). Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 30. С. 71–74. https://www.elibrary.ru/vvoyvd
14. Ким Л. Г., Мустайоки А., Пиетиляйнен Ю. Восприятие модернизации русскими студентами как результат влияния образа автора на интерпретацию политического текста. Политическая лингвистика. 2013. № 4. С. 47–59. https://www.elibrary.ru/rsoter
15. Костыря Е. Д. Сайт университета как инструмент продвижения учебного заведения (на примере веб-сайтов ИСПН УрФУ и Гейдельбергского университета). Human Progress. 2020. Т. 6. № 4. https://doi.org/10.34709/IM.164.7
16. Падучева Е. В. Семантика нарратива. Семантические исследования: семантика времени и вида в русском языке; семантика нарратива. М.:Яз. рус. культуры, 1996. С. 195–419. https://www.elibrary.ru/rbbzob
17. Пастухова О. Д., Мосеева Е. А. Особенности новостного интернет-дискурса сайта Челябинского государственного университета. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2023. Т. 2. № 2. С. 56–59. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2023-2-2-56-59
18. Потеряхина И. Н. Стратегии самопрезентации на корпоративных сайтах (на материале сайтов американских фармацевтических компаний). Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. 2019. № 12. С. 112–117. https://www.elibrary.ru/yxuujv
19. Трофимова Г. Н., Барабаш В. В. Языковое послевкусие интернет-эпохи в России: эффект бумеранга (актуальные процессы в русскоязычной цифровой медиакоммуникации). М.: РУДН, 2020. 273 с. https://www.elibrary.ru/gcyadt
20. Цветкова К. А. Мультимодальность в институциональном дискурсе (на примере сайтов Интернета). Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 24. С. 713–719. https://www.elibrary.ru/fecsli
21. Dafonte-Gómez A., Míguez-González M. I., Puentes-Rivera I. Academic social networks: presence and activity in Academia.edu and ResearchGate of communication researchers of the Galician universities. Proc. 10th Iberian Conf. on Information Systems and Technologies (CISTI), Aveiro, 17–20 Jun 2015. IEEE, 2015, 1–6. https://doi.org/10.1109/CISTI.2015.7170594
22. Ortega J. L. Disciplinary differences in the use of academic social networking sites. Online Information Review, 2015, 39(4): 520–536. https://doi.org/10.1108/OIR-03-2015-0093