Иркутск, Россия
В работе представлены результаты исследования фразеологических единиц со значением дефекты внешности, выявленных в цифровом бьюти-дискурсе. Хэштегирование на сегодняшний день является новым механизмом фразеологизации словосочетаний. Цель – обосновывать идею о том, что само появление фразеологических новшеств с данной семантикой свидетельствует о трансформации языковой картины мира, объективирующей ценностные установки современного общества. На основании проведенного анализа устанавливается, что высокая частотность представленных фразеологических единиц указывает на большую значимость смыслового кода внешность, а также культивацию дефектов внешности с целью мотивации к достижению идеального бьюти-образа. Проведенный анализ позволяет обнаружить специфику трансформации языковой картины мира посредством фразеологических новшеств, отражающих ценностные ориентиры современного общества. В работе анализируются научные понятия современной фразеологии (неофразеологизмы, неофраземы, фразеологические неологизмы, фразеотрансформы). В результате установлено, что значительные трансформации фразеологической системы языка отражают общую тенденцию стремительного языкового развития, вызванную появлением сетевого дискурса. Массовая лингвокреативность, с одной стороны, и глобальная прецедентность – с другой, являются причинами многих процессов, происходящих сегодня в современном русском языке.
неофразеологизм, неофразема, фразеологический неологизм, фразеотрансформ, фразеологизм, бьюти-индустрия, бьюти-дискурс, социальные сети, хэштег, фразеологизация, окказионалзим
1. Варлашкина Е. А. Значимость образа физического «Я» в структуре самосознания пациенток эстетической хирургии. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14068 (дата обращения: 17.03.2024). https://elibrary.ru/strtin
2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис-Пресс, 2010. 441 с.
3. Ермолаева М. В. Фразеологические новообразования, реализующие прагматические установки гендера. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2008. № 3. С. 32–37. https://elibrary.ru/item.asp?id=11529355
4. Жуков В. П., Жуков А. В. Русская фразеология. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2006. 408 с. https://elibrary.ru/jshsph
5. Ильина И. А. Хэштег как лингвистический феномен. Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2016. № 3. С. 41–44. https://elibrary.ru/xwrqfv
6. Ковалева А. В. Современные бытовые реалии в неофразеологизмах. Litera. 2021. № 11. С. 196–202. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2021.11.34340
7. Маркевич В. И. Национально-культурная специфика фразеологизмов с компонентом-антропонимом в русском, белорусском и немецком языках. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 7-2. С. 136–139. https://elibrary.ru/sekptd
8. Маслова В. А. Культурно-национальная специфика русской фразеологии. Культурные слои во фразеологизмах и дискурсивных практиках, ред. В. Н. Телия. М.: ЯСК, 2004. С. 69–76. https://elibrary.ru/xhgoqd
9. Митягина В. А., Сидорова И. Г. Жанры персонального интернет-дискурса: коммуникативные экспликации личности. Жанры речи. 2016. № 2. С. 106–115. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2016-2-14-106-115
10. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Аксиология неофразем и фразеотрансформаций в лексикографической интерпретации. Вопросы лексикографии. 2022. № 25. С. 81–107. https://doi.org/10.17223/22274200/25/4
11. Родина А. А. Имена собственные в составе фразеологических единиц. Наука XXI века: проблемы, поиски, решения: XL науч.-практ. конф. (Миасс, 22 апреля 2016 г.) Миасс: Геотур, 2016. С. 334–340. https://elibrary.ru/wgovqf
12. Скнарев Д. С. Неофразеологизм как средство создания образа в рекламном дискурсе. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14127 (дата обращения: 17.03.2024). https://elibrary.ru/strrtj
13. Скуратов И. В. Разграничение фразеологических неологизмов и индивидуально-авторских образований в современных русском и французском языках. Верхневолжский филологический вестник. 2022. № 2. С. 195–201. https://doi.org/10.20323/2499-9679-2022-2-29-195-201
14. Тарханова П. М., Холмогорова А. Б. Социальные и психологические факторы физического перфекционизма и неудовлетворенности своим телом. Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16. № 5. С. 52–60. https://elibrary.ru/oybgib
15. Татаурова С. С. Актуальные проблемы исследования образа тела. Психологический вестник Уральского государственного университета. 2009. № 8. С. 142–154. https://elibrary.ru/vjtoyh
16. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Яз. рус. культуры, 1996. 288 с.
17. Чернова О. Е., Осипова А. А., Франчук О. В. Макарошки стоят всегда одинаково (новые крылатые выражения и их источники в современном русском языке). Филология и культура. 2020. № 2. С. 115–121. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2020-60-2-115-121
18. Чернова О. Е., Осипова А. А., Позднякова Н. В. «Мир никогда не будет прежним»: актуальные фразеологизмы в период пандемии коронавируса. Научный диалог. 2021. № 5. С. 140–153. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-5-140-153
19. Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка. М.: ЛЕНАНД, 2015. 272 с.
20. Щурина Ю. В. Коммуникативно-игровой потенциал хэштегов. Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 8. С. 100–104. https://elibrary.ru/vavmmd