Пермь, Россия
Пермь, Россия
Статья посвящена изучению механизма предоставления государственных и муниципальных услуг под названием Суперсервис (жизненная ситуация) и рассмотрению его места в российской системе предоставления государственных и муниципальных услуг. Предмет – использование клиентоцентричной системы предоставления услуг в России. Цель – разработать направления оптимизации методов предоставления государственных и муниципальных услуг по жизненным ситуациям. Для формирования основ применения модели предоставления услуг был использован метод моделирования. В работе проанализированы существующие теоретические подходы к определению понятия Суперсервис (жизненная ситуация) и произведен нормативный анализ основ реализации его механизма. В результате работы обнаружено отсутствие единства подходов к пониманию этого термина как на теоретическом, так и на правовом уровнях. Как следствие, нами выработано определение понятия жизненная ситуация. При анализе методов применения концепции жизненных ситуаций на Едином портале государственных и муниципальных услуг и сайтах многофункциональных центров субъектов Российской Федерации было выявлено недостаточное использование потенциала суперсервисов в части ограниченного количества жизненных ситуаций. Исходя из этого, разработаны методические рекомендации для сотрудников многофункциональных центров по внедрению алгоритмических моделей использования суперсервисов на основе персонифицированного подхода к потребностям услугополучателей государственных и муниципальных услуг.
суперсервис, жизненная ситуация, услуги, государственные и муниципальные услуги, предоставление услуг, МФЦ, ЕПГУ
1. Игнатова Т. В., Аширова М. В. Зарубежный опыт управления институциональными изменениями в сфере государственных услуг. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2015. № 2. С. 20–27. https://www.elibrary.ru/twvllf
2. Лопатова Н. Г. Международный опыт формирования цифрового правительства. Наука и инновации. 2019. № 5. С. 24–28. https://doi.org/10.29235/1818-9857-2019-5-24-28
3. Головина Т. А., Полянин А. В., Рудакова О. В. Развитие системы государственного стратегического управления предпринимательскими структурами на базе возможностей новой модели цифровой экономики. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 2. С. 13–18. https://www.elibrary.ru/yznmxr
4. Кузнецова П. Ю. Цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг: проблемы реализации. XVII Ковалевские чтения: Всерос. науч. конф. (Санкт-Петербург, 16–18 ноября 2023 г.) СПб.: СПбГУ, 2023. C. 662–665. https://www.elibrary.ru/fzdsdh
5. Пащенко И. Ю. Современный этап развития информационного общества в Российской Федерации: цифровая информация, информационные технологии и государственное управление. NB: Административное право и практика администрирования. 2022. № 3. С. 58–68. https://doi.org/10.7256/2306-9945.2022.3.38578
6. Завьялова Е. А, Погадаева Н. Ю. Цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6. № 2. С. 219–228. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2021-2
7. Былина С. Г. Региональные особенности и детерминанты использования электронных услуг сельским населением. Проблемы развития территории. 2018. № 5. С. 84–98. https://doi.org/10.15838/ptd.2018.5.97.6
8. Батракова Л. Г. Развитие цифровой экономики в регионах России. Социально-политические исследования. 2019. № 1. С. 51–64. https://doi.org/10.24411/2658-428X-2019-10338
9. Авдеева И. Л., Головина Т. А., Парахина Л. В. Развитие цифровых технологий в экономике и управлении: российский и зарубежный опыт. Вопросы управления. 2017. № 6. С. 50–56. https://www.elibrary.ru/ywrlmt
10. Маковейчук А. В. Принципы построения и перспективы развития системы цифрового государственного управления в современной России. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10 № 3. С. 103–107. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-3-103-107
11. Тюшняков В. Н. Анализ практики применения технологий электронного правительства в системе предоставления государственных и муниципальных услуг. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Экономика. 2018. № 4. С. 194–200. https://www.elibrary.ru/iyhkmr
12. Соложенцев Е. Д. К вопросу цифрового управления государством и экономикой. Проблемы анализа риска. 2017. Т. 14. № 6. С. 30–43. https://elibrary.ru/ykuvdp
13. Маленкина Т. М., Посаженников А. А. Проблемы цифровизации государственных услуг. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2023. № 2. С. 105–109. https://doi.org/10.6060/snt.20237402.00012
14. Елеусинова А. У., Азим А. Р. Цифровизация в сфере услуг. Форум молодых ученых. 2018. № 7. С. 378–371. https://www.elibrary.ru/ynrnfz
15. Добролюбова Е. И., Южаков В. Н., Ефремов А. А., Клочкова Е. Н., Талапина Э. В., Старцев Я. Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам. М.: Дело, 2019. 114 с. https://www.elibrary.ru/yvcbkx
16. Смотрицкая И. И. Новая экономическая стратегия требует нового качества государственного управления. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2017. № 5. С. 7–22. https://www.elibrary.ru/zqjddx
17. Смотрицкая И. И. Государственное управление в условиях развития цифровой экономики: стратегические вызовы и риски. Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2018. № 4. С. 60–72. https://www.elibrary.ru/xxfqxz
18. Иванов В. В., Малинецкий Г. Г. Цифровая экономика: от теории к практике. Инновации. 2017. № 12. C. 3–12. https://www.elibrary.ru/yqcxql
19. Arias M., Maçada A. C. Digital Government for E-Government Service Quality: A literature review. ICEGOV '18: Proc. 11th Intern. Conf. on Theory and Practice of Electronic Governance, Galway, 4 Apr 2018. Galway: Association for Computing Machinery, 2018, 7–17. http://dx.doi.org/10.1145/3209415.3209422
20. Варенцов А. Д. Трансформация услуги в условиях цифровизации. Экономика и социум. 2020. № 8. С. 126–129. https://www.elibrary.ru/wfvnmn
21. Романова Н. В. Цифровизация услуг в социальной сфере: проблемы и перспективы. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2020. № 1. С. 58–65. https://doi.org/10.17122/2541-8904-2020-1-31-58-65
22. Островская Н. В., Барыкин С. Е., Бурова А. Ю. Цифровизация проектного менеджмента в государственном и муниципальном управлении России. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2020. Т. 11. № 2. С. 206–215. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2020-2-206-215
23. Морозова М. А. Суперсервисы как способ цифровизации госуслуг. Хроноэкономика. 2019. № 6. С. 55–59. https://www.elibrary.ru/lwrwiq
24. Гребенникова А. А., Масляков В. В., Салтыкова О. П. Цифровое неравенство в России: последствия и способы преодоления. Индустриальная экономика. 2022. № 3-8. С. 684–690. https://doi.org/10.47576/2712-7559_2022_3_8_684
25. Мирошниченко М. А., Городничая Д. И., Хейшхо М. Ю. Государство как платформа: к чему идет цифровая трансформация госуправления. Вестник Академии знаний. 2023. № 2. С. 450–458. https://elibrary.ru/ytmwyq
26. Киреева О. Ф. Трансформация коммуникационных процессов в условиях цифровизации и риски внедрения суперсерверов. Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Т. 5. № 4. С. 43–51. https://elibrary.ru/drlota
27. Hasan R. I., Agustang A., Kahar F., Tahir H. "Super Service Delivery": An advanced conceptual model of one-stop service for wide administrative region. Problems and Perspectives in Management, 2019, 17(1): 189–201. http://dx.doi.org/10.21511/ppm.17(1).2019.17
28. Bojovic Z., Klipa D., Bojovic P. D., Jovanovic I. M., Suh J., Senk V. Interconnected government services: An approach toward smart government. Applied Sciences, 2023, 13(2). http://dx.doi.org/10.3390/app13021062
29. Pham L., Limbu Y. B., Le M. T. T., Nguyen N. L. E-government service quality, perceived value, satisfaction, and loyalty: Evidence from a newly emerging country. Journal of Public Policy, 2023, 43(4): 812–833. https://doi.org/10.1017/S0143814X23000296