Новокузнецк, Россия
В целях обеспечения модернизации и совершенствования образования с учетом приоритетных направлений экономического развития РФ, реализации направлений государственной политики все больше становится важной инновационная деятельность в сфере образования. Цель – рассмотреть проблемы формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности в образовательных организациях разного уровня. Ставятся следующие задачи: рассмотреть основные понятия инновация, инновационная деятельность, готовность, нововведение, а также показать опыт изменения программного обеспечения для формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности; рассмотреть примеры преемственности в подготовке и формировании готовности будущих педагогов на примере педагогических колледжей и педагогических институтов. Готовность к инновационной деятельности должна начинаться с подготовки к этому неспецифическому виду деятельности самих педагогов, которые сейчас осуществляют подготовку будущих педагогов. В качестве практической значимости в работе рассматривается опыт организации обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации для педагогов, которые будут заниматься формированием готовности будущих педагогов к инновационной деятельности. Научная новизна заключается в описании опыта формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности через изменение программно-методического обеспечения и обновление содержания учебных дисциплин «История педагогики и образования», «Проектирование образовательных программ», «Педагогические технологии», а также разработку дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для преподавателей, стремящихся повысить свою компетентность в вопросах инновационной деятельности. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, проведение тестирования для оценки готовности к участию в инновационной деятельности педагогов, наблюдение для оценки и самооценки способностей участия в инновационной деятельности. Результатом исследования является изменение программно-методического обеспечения готовности будущих педагогов к инновационной деятельности на разных уровнях образования, разработка дополнительной профессиональной программы повышения квалификации. Предлагаемое программно-методическое обеспечение готовности будущих педагогов к инновационной деятельности на разных уровнях образования позволит сформировать готовность и подготовить специалистов к участию в инновационной деятельности в дошкольных и общеобразовательных организациях.
инновация, инновационная деятельность, готовность, преемственность, готовность к инновационной деятельности, будущий педагог
1. Ярочкина Г. В. Инновационная модель повышения квалификации педагогических кадров учебных учреждений довузовского профессионального образования. Инновации в образовании. 2008. № 8. С. 4–13. https://www.elibrary.ru/jkeuid
2. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М.: ЦСПО РСФСР, 1991. 91 c.
3. Имакаев В. Р. Педагогическое знание. Философские науки. 2005. № 3. С. 104–124.
4. Дьяченко М. И. Психология высшей школы. Мн.: Харвест, 2006. 415 с.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с. https://www.elibrary.ru/yqcjkt
6. Батчаева Н. А. Интеграция теоретической и практической составляющих общепедагогической готовности молодого специалиста. Научные исследования в образовании. 2008. № 11. С. 7–11. https://www.elibrary.ru/lahigr
7. Иванушкина Е. В. Сущность готовности к инновационной деятельности студентов учреждений среднего профессионального образования. Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 8-1. С. 184–188. https://www.elibrary.ru/pjznmf
8. Репина А. В. Особенности организации инновационной деятельности в региональной системе образования. Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 2. С. 68–71. https://www.elibrary.ru/reoopp
9. Лебедева Е. П. Преемственность в инновационной деятельности педагогов на разных этапах образования. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 71–75. https://www.elibrary.ru/uhsshj
10. Кудинов В. В. Причины, препятствующие становлению инновационной деятельности педагогов. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 2. С. 34–39. https://www.elibrary.ru/rhnlpv
11. Куликов С. Б. Инновационная направленность современного образования как проблема философии науки. Сибирский педагогический журнал. 2005. № 1. С. 62–69. https://www.elibrary.ru/jvtkap
12. Лазарев В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы. Сельская школа. 2003. № 1. С. 4–7. https://www.elibrary.ru/sfbahu
13. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности. Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 42–49. https://www.elibrary.ru/jvtmsf
14. Ильин А. С. Мотивация педагога к инновационной деятельности: эрзац или реальность. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 2. С. 69–74. https://www.elibrary.ru/pvlijf
15. Щенникова М. А. Причины сопротивлений педагогов в инновационной деятельности. Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 18–21. https://www.elibrary.ru/tkagwr
16. Мельник О. Ф. Инновационность образовательных учреждений: подходы к описанию феномена. Альманах современной науки и образования. 2008. № 10-1. С. 114–117. https://www.elibrary.ru/oxvbmd
17. Курманова Э. А. Инновационная стратегия развития колледжа. Среднее профессиональное образование. 2011. № 3. С. 28–30. https://www.elibrary.ru/ndubed
18. Павлова Е. П. Инновационная деятельность учителя в историко-педагогическом аспекте. Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 163–169. https://www.elibrary.ru/peynip
19. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 336 с. https://www.elibrary.ru/tgcwvt
20. Степанов В. М. Инновационная школа: опыт организации единого образовательного пространства. Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2000. 149 с.
21. Лазаренко И. Р., Колесова С. В., Логинова О. А. Соотношение готовности педагогов к инновационной деятельности и интенсивности инновационных преобразований системы образования. Столыпинский вестник. 2022. Т. 4. № 7. С. 3659–3667. https://www.elibrary.ru/patxrs
22. Артебякина О. В. Формирование готовности к инновационной деятельности у педагогов профессионального образования. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 5-1. С. 192–196. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2022-5-1-192-196
23. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, ред. А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов. М.: Просвещение, 2008. 35 с. https://elibrary.ru/qwkywp
24. Иванченко О. С., Сыч В. В., Некрасов Е. Е. Инновационный потенциал и инновационная деятельность молодежи в пространстве высшего образования: динамика и перспективы. Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 2. С. 114–125. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.2.7
25. Виртуханова Ю. С., Лысенкова И. Ю. Инновации в образовании. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 5-1. С. 111–117. https://www.elibrary.ru/yjnuby
26. Подымова Л. С., Долинская Л. А. Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности. М.: Прометей, 2016. 208 с.
27. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. М.: Эксперимент, 1993. 276 с. https://www.elibrary.ru/vuaxqt
28. Бысик Н. В. Изменить позицию педагога. Директор школы. 2007. № 2. С. 21–23.
29. Брусянина И. И. Инновационная деятельность учителей в образовании. Молодой ученый. 2023. № 14. С. 296–298. https://www.elibrary.ru/idqtwu
30. Садыкова А. Р., Левченко И. В. Искусственный интеллект как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020. Т. 17. № 3. С. 201–209. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-3-201-209
31. Гордеева Е. В., Мурадян Ш. Г., Жажоян А. С. Цифровизация в образовании. Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-1. C. 112–115. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2021-4-1-112-115
32. Коровникова Н. А. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы. Социальные новации и социальные науки. 2021. № 2. С. 98–113. https://doi.org/10.31249/snsn/2021.02.07
33. Диагностика успешности учителя, сост. Т. В. Морозова. М.: Педагогический поиск, 2004. 160 с.
34. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. 308 с. https://www.elibrary.ru/olzmbz
35. Кропотова М. Ю. Педагогическая модель формирования готовности к инновационной деятельности будущих педагогов как средство проектирования будущего специалиста. Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 6. C. 1–7. https://www.elibrary.ru/bsssjg
36. Кропотова М. Ю. Возможности формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности в образовательных организациях. Актуальные проблемы интеграции науки и образования в регионе: Всерос. науч.-практ. конф. (Бузулук, 12–13 мая 2023 г.) Бузулук: Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, 2023. С. 49–52. https://elibrary.ru/csogem