Кемерово, Россия
сотрудник
Кемерово, Россия
В современных учебных изданиях и научно-исследовательских работах достаточно распространенным объектом изучения является девиантное поведение. В статье рассматриваются междисциплинарные подходы к обоснованию его причин, видов, последствий среди разных возрастных групп, но особое внимание уделяется молодежи. В настоящее время актуализируется новое направление исследования проблемы девиантного поведения – конструктивная девиация, появление которой безусловно является теоретически и практически обоснованным: происходит постепенное фрагментарное рассмотрение отдельных аспектов конструктивной девиации молодежи, что требует систематизации и оформления концептуальных подходов в изучении данного явления. Также в связи с общественно-политическими изменениями, актуализацией определенных социально значимых ценностей, распространением практик помогающего поведения накапливаются социальные ресурсы, развивается социальный, интеллектуальный, гражданский потенциал молодых людей. Рассмотрены социальные и политические основания конструктивной девиации среди молодежи посредством изучения пользовательского массива студентов-первокурсников, обучающихся на базе высшего образования. К указанным основаниям относятся институциональные условия реализации государственной молодежной политики, молодежные инициативы, развитие у студентов практик помогающего поведения, формирование условий гипернормальности, демонстрация значимых ценностей (патриотизм, альтруизм) и пр. Анализ и социологическое понимание причин конструктивной девиации молодежи позволяют обосновать актуальные для молодых людей мобилизационные вызовы и направления их социальной консолидации. Особое внимание уделяется проявлениям конструктивной девиации студенческой молодежи в цифровом пространстве.
девиация, конструктивная девиация, молодежь, студент, социальный активизм, гражданский активизм, политические интересы, гипернормальность, сетевые сообщества
1. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М.: Акад. проект, 2005. 528 с. https://elibrary.ru/tnirkp
2. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание. М.: Проспект, 2016. 256 с. https://elibrary.ru/onrdip
3. Гулевич О. А. Контр-продуктивная активность в организации: определение, виды, факторы. Организационная психология. 2013. Т. 3. № 4. С. 49–58. https://elibrary.ru/tounfx
4. Давыдова М. А., Кравчук И. Д. Дискурсы и технологии внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия в региональных сегментах социальных медиа. Власть. 2024. Т. 32. № 1. С. 16–23. https://elibrary.ru/dbwfdb
5. Ефанов А. А. Структура символического капитала в современной коммуникационной среде: цифросетевая прогрессия. Цифровая социология. 2023. Т. 6. № 2. С. 51–57. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-2-51-57
6. Задорожнюк Э. Г. [Рец.] Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. Социологический журнал. 2020. Т. 26. № 4. С. 188–196. Gorshkov M. K., Sheregi F. E. Russian youth in the mirror of sociology. To the results of many years of research. Moscow: FNISC RAN PUBL., 2020. Sotsiologicheskiy Zhurnal, 2020, 26(4): 188–196. (In Russ.) https://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.4.7650
7. Комлев Ю. Ю. Рестриктивный социальный контроль и совершенствование превенции экстремизма в молодежной среде. Вестник Казанского юридического института МВД России. 2010. № 2. С. 3–12. https://elibrary.ru/paecwv
8. Настина Е. А. Когда помощь в радость: модераторы взаимосвязи просоциального поведения и удовлетворенности жизнью. Социологический журнал. 2022. Т. 28. № 3. С. 57–71. https://doi.org/10.19181/socjour.2022.28.3.9151
9. Нятина Н. В. Конструктивные возможности отклоняющегося поведения молодежи: праксиологическая значимость социологических исследований конца XIX – начала XX веков. Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 5. С. 103–106. https://doi.org/10.20339/AM.05-18.103
10. Скопин А. Ю., Климов А. И., Зайцев Д. Г. Акторный подход в современных социальных науках: экономике, социологии и политологии. 2013. URL: https://www.hse.ru/data/2012/12/16/1300987726/Скопин%20А.Ю.,%20Климов%20А.И.,%20Зайцев%20Д.Г.%20Ак..в%20современных%20социальных%20науках.pdf (accessed 16 Mar 2024).
11. Усова Л. П. Совершенствование креативной девиации студенческой молодежи: социальная политика. Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 8. C. 88–96. https://elibrary.ru/vdlitr
12. Филоненко В. И., Магранов А. С. О социальном самочувствии студенчества современной России. Социологические исследования. 2024. № 1. С. 162–164. https://elibrary.ru/tcsmkh
13. Carlo G., Hausmann A., Christiansen S., Randall B. A. Sociocognitive and behavioral correlates of a measure of prosocial tendencies for adolescents. The Journal of Early Adolescence, 2003, 23(1): 107–134. http://dx.doi.org/10.1177/0272431602239132
14. Galperin B. L. Exploring the nomological network of workplace deviance: Developing and validating a measure of constructive deviance. Journal of Applied Social Psychology, 2012, 42(12): 2988–3025. https://doi.org/10.1111/j.1559-1816.2012.00971.x
15. Henslin J. M. Essentials of sociology: A down-to-earth approach. Boston: Allyn & Bacon, 2004, 544.
16. Koutsouris G., Stentiford L., Norwich B. A critical exploration of inclusion policies of elite UK universities. BERJ, 2022, 48(5): 878–895. https://doi.org/10.1002/berj.3799
17. Kranzeeva E. A., Golovatsky E. V., Orlova A. V., Nyatina N. V., Burmakina A. L. Assessing the effectiveness of social and political innovations in the development of interaction between the authorities and the population during COVID-19: The implication of open innovation. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 2021, 7(3): 172. https://doi.org/10.3390/joitmc7030172
18. Liska A. E., Krohn M. D., Messner S. F. Strategies and requisites for theoretical integration in the study of crime and deviance. Theoretical integration in the study of deviance and crime: Problems and Prospects, eds. Messner S. F., Krohn M. D., Liska A. E. Albany: SUNY Press, 1989, 1–20.
19. Nilholm C. Research about inclusive education in 2020 – How can we improve our theories in order to change practice? European Journal of Special Needs Education, 2021, 36(3): 358–370. https://doi.org/10.1080/08856257.2020.1754547
20. Organ D. W., Podsakoff P. M., MacKenzie S. B. Organizational citizenship behavior: Its nature, antecedents, and consequences. Thousand Oaks: SAGE, 2006, 350. https://doi.org/10.4135/9781452231082
21. Warren D. E. Constructive and destructive deviance in organizations. Academy of Management, 2003, 28(4): 622–632. https://doi.org/10.2307/30040751