докторант
Новокузнецк, Россия
Актуализируется проблема выбора и проектирования диагностического инструментария для оценки уровня развития метапредметных умений обучающихся средствами предметов математического блока в 5–9 классах. Цель – представить диагностический инструментарий на основе диадных учебных исследований по предметам математического блока для комплексной оценки уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся 5–9 классов. В качестве указанного инструментария предлагается использовать диадное учебное исследование с математическим контекстом, которое организуется в форме парной работы на основе метапредметного задания. Основными параметрами проектируемых оценочных средств выступают деятельностный и контекстный характер оценочных ситуаций, стремление к комплексной оценке метапредметных умений, использование уровневого подхода. Управление деятельностью ученика при выполнении учебного исследования осуществляется через учебно-исследовательскую карту, с помощью которой регламентируется последовательность действий обучающегося, а также степень самостоятельности их выполнения. В результате приведена модель учебно-исследовательской карты, которая проиллюстрирована примером (вариант для ученика и образец его выполнения). Определены критерии уровней развития универсальных учебных действий: мотивационный, когнитивный, деятельностный и результативный, а также конкретизирующие их показатели. В зависимости от степени самостоятельности ученика и качества выполняемых действий выделено шесть уровней развития метапредметных умений учащихся 5–9 классов. В итоге качество и эффективность спроектированного диагностического инструментария доказывается с помощью вычисления коэффициентов корреляции Спирмена, характеризующих такие показатели, как надежность и валидность, а также результатов анкетирования учителей математики школ Кузбасса, принимающих участие в апробации авторской методики.
универсальные учебные действия, метапредметные умения, учебное исследование, учебно-исследовательская карта, диагностический инструментарий, уровни развития метапредметных умений, обучение математике
1. Рослова Л. О., Алексеева Е. Е., Буцко Е. В. Достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов математического блока (основное общее образование). М.: ИСРО, 2023. 73 с. https://elibrary.ru/bmktcc
2. Шкерина Л. В., Кейв М. А., Берсенева О. В., Журавлева Н. А. Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов обучения математике в 5 классах. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2018. 188 с. https://elibrary.ru/xwvsvn
3. Гиматдинова Г. Н., Шашкина М. Б. Диагностика и развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся на уроках математики в 7–9 классах общеобразовательной школы. Современные проблемы науки и образования. 2023. № 6. https://doi.org/10.17513/spno.33074
4. Тумашевва О. В., Шашкина М. Б. Средства формирования и оценивания метапредметных результатов обучающихся поколения Z. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1. С. 285–289. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0901-0067
5. Журавлев И. А. Диагностика сформированности универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 101–109. https://elibrary.ru/sbktrj
6. Перевощикова Е. Н. Специфика формирования универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе. Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 2. С. 81–90. https://doi.org/10.15507/Inted.079.019.201502.081
7. Шкерина Л. В., Гаврилюк А. С., Табинова О. А., Шашкина М. Б. Бипредметный мониторинг результатов освоения универсальных учебных действий обучающимися 7–9 классов в процессе обучения математике. Перспективы науки и образования. 2020. № 2. С. 179–194. https://doi.org/10.32744/pse.2020.2.15
8. Шкерина Л. В., Берсенева О. В., Журавлева Н. А., Кейв М. А. Метапредметная олимпиада для школьников: новый подход к оцениванию метапредметных универсальных учебных действий обучающихся. Перспективы науки и образования. 2019. № 2. С. 194–211. https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.15
9. Кокшарова Е. А. Проектирование веб-приложения для диагностики уровней развития познавательных УУД в процессе обучения математики. Инновации. Наука. Образование. 2020. № 17. С. 445–454. https://elibrary.ru/gfrjla
10. Поберезкая В. Ф., Новикова Н. Н. Диагностика регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в условиях дистанционного обучения. Концепт. 2021. № 5. С. 81–96. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2021-11033
11. Позднякова Е. В., Пичугова В. В. Текстовые сюжетные задачи с параметром как средство формирования исследовательских умений учащихся 7–9 классов. Журнал педагогических исследований. 2022. Т. 7. № 6. С. 49–56. https://elibrary.ru/dlpqqt
12. Бекешева И. С., Бобылева О. В., Дроздова К. В. Независимая оценка уровня сформированности познавательных УУД школьников с помощью нестандартных задач по математике. Вестник АлтГПУ. 2018. № 4. С. 31–35. https://elibrary.ru/vnfoip
13. Позднякова Е. В. Методические аспекты формирования и диагностики метапредметных умений учащихся 5–9 классов при обучении математике. Инновации в образовании. 2023. № 11. С. 23–34. https://elibrary.ru/mojpkl
14. Далингер В. А., Князева О. О. Учебно-исследовательская работа учащихся по математике. Омск: Амфора, 2017. 224 с. https://elibrary.ru/xxppjy
15. Подходова Н. С., Панова К. В. Метапредметные учебные задания как средство развития учащихся при обучении математике. Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. https://elibrary.ru/xiblsx
16. Илюшин Л. С. Разработка урока с использованием «Конструктора задач». Народное образование. 2013. № 2. С. 159–168. https://elibrary.ru/pyopkb
17. Позднякова Е. В., Фомина А. В. Открытые задачи как средство развития "soft skills" на уроках математики. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7. № 2. С. 29–45. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2021-7-2-0-3
18. Позднякова Е. В., Малышенко Г. А. Метапредметные задания в онлайн-сервисах как средство формирования математической грамотности учащихся девятых классов. Наука и школа. 2023. № 4. С. 212–224. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2023-4-212-224
19. Позднякова Е. В., Фомина А. В. Проектирование диагностического инструментария для определения уровня сформированyости универсальных учебных действий в курсе математики основной школы. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1. С. 171–176. https://elibrary.ru/ytxpxr
20. Коротеева А. С., Челпаченко Т. В. Познавательная самостоятельность как педагогический феномен. Вестник Оренбургского государственного университета. 2022. № 4. С. 47–52. https://doi.org/10.25198/1814-6457-236-47
21. Беспалько В. П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся. Школьные технологии. 2006. № 2. С. 138–151. https://elibrary.ru/hukyzx
22. Осипова С. И., Агишева Н. С. Познавательная активность как объект педагогического анализа. Гуманизация образования. 2016. № 2. С. 89–96. https://elibrary.ru/vzellr
23. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. 80 с. https://elibrary.ru/uamkfh
24. Гузеев В. В., Курчаткина И. Б. Индивидуальный прогресс ученика: как его оценить. Народное образование. 2011. № 7. С. 161–169. https://elibrary.ru/ofvzyp