СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ И ФАНАТСКИХ СООБЩЕСТВ: СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИБИРСКИХ УЧАСТНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Формат спортивных фанатских сообществ – сложившийся социально-политический ресурс, способный мобилизовать общественные инициативы и движения, в том числе в масштабах региона. Исследовательский интерес к изучению околоспортивных сообществ неуклонно растет. Фанатское движение в мировой практике прочно приобретает статус политической деятельности либо близко связанной с политикой. Цель – рассмотреть особенности социально-политической коммуникации болельщиков и фанатской среды в рамках сибирских региональных сетевых сообществ. Использованы методы анализа цифровых следов, парсинга и вторичный анализ региональных исследований, посвященных рассмотрению фанатской тематики в сибирских регионах. Выявлено существование обособленной фанатской среды регионов, характерные выборы общеизвестных видов спорта и следование сообществ болельщиков тематической повестке мобилизации социально-политических интересов. Сделан вывод, что сибирские регио­нальные сообщества фанатов и болельщиков менее дифференцированы, активное участие обособлено видом спорта и / или деятельностью любимой спортивной команды (клуба). На примере рассматриваемых сибирских регионов установлено, что сетевые сообщества на первый взгляд слабо политизированы. Обнаружено, что в рамках сообществ возможны обсуждения и визуализация большого числа тем и событий. Выявлено, что репосты составляют значительную долю материалов в сетевых сообществах болельщиков, а комментарии не являются доминирующими в общем потоке транслируемой информации. Определена необходимость качественного наращивания исследовательских возможностей в области изучения спортивных сетевых сообществ болельщиков для обозначения социально значимой ниши данных сообществ в жизни регионов и монотерриторий.

Ключевые слова:
социально-политическая коммуникация, болельщики, спортивные фанаты, сетевые сообщества, сетевые ресурсы, регионы, Сибирь
Список литературы

1. Карпунина Е. К., Моисеев С. С., Бакалова Т. В. Инструменты укрепления экономической безопасности государства в период социально-экономической и геополитической нестабильности. Друкеровский вестник. 2022. № 5. C. 24–34. https://elibrary.ru/wquesr

2. Корнеева В. А. Актуализация спортивного дискурса «мягкой силы» в условиях эскалации политического напряжения. Дискурс-Пи. 2017. № 3-4. С. 269–275. https://doi.org/10.17506/dipi.2017.2829.34.269275

3. Урунов А. А., Морозова И. М. Методология оценки качества экономического пространства региона. Регионология. 2024. Т. 32. № 1. С. 48–70. https://doi.org/10.15507/2413-1407.126.032.202401.048-070

4. Knijnik J. Social agency and football fandom: The cultural pedagogies of the Western Sydney ultras. Sport in Society, 2018, 21(6): 946–959. https://doi.org/10.1080/17430437.2017.1300394

5. Numerato D. Football fans, activism and social changes. Abingdon; NY: Routledge, 2018, 164.

6. Yildirim K. A. Patronage and industrial football: Explaining the de-politicization of Turkish soccer fandom. Soccer & Society, 2019, 20(2): 232–251. https://doi.org/10.1080/14660970.2017.1302932

7. Януков С. Г., Бахтуридзе З. З. Влияние спорта на репутацию государств в современной политической повестке. Управленческое консультирование. 2022. № 7. С. 150–162. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-7-150-162

8. Тиммс Г., Хейманс Д. Новая власть: Какие силы управляют миром – и как заставить их работать на вас. М.: Альпина Паблишер, 2019. 504 с. https://elibrary.ru/qcklaz

9. Сергодеев В. А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 1. С. 132–137. (In Russ.)] https://elibrary.ru/qcklaz

10. Хашир Б. О., Швецова И. Н., Усанов А. Ю., Пономарев С. В. Специфика цифровизации в России и регионах в условиях неопределенности. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2023. № 2. С. 249–258. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2023-8-2-249-258

11. Кранзеева Е. А., Головацкий Е. В., Бурмакина А. Л., Донова И. В. Региональное социально-политическое взаимодействие онлайн и офлайн: возможности сравнения и измерения на примере экологической повестки. Вестник Томского государственного университета. 2024. № 500. С. 150–158. https://doi.org/10.17223/15617793/500/16

12. Кильдюшов О. В. Больше, чем футбол: спортивные фанаты в роли гражданского общества. Вопросы национализма. 2011. № 1. С. 38–44. https://elibrary.ru/rxdoqv

13. Рибокас Т. В. Генезис отечественного фанатского движения и тенденции формирования образа футбольного фаната в нашей стране. Социодинамика. 2015. № 12. С. 142–163. https://doi.org/10.7256/2409-7144.2015.12.17125

14. Граник В. В. Футбольные фанаты как один из элементов экстремистской среды. Научный портал МВД России. 2014. № 1. С. 92–96. https://elibrary.ru/stcphd

15. Кузнецов М. В. Структура футбольного фанатского движения. Аналитика культурологии. 2014. № 29. С. 144–148. https://elibrary.ru/tmzknp

16. Асанов В. Б. Взгляд СМИ на молодежные фанатские объединения. Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2020. № 1. С. 192–202. https://elibrary.ru/hfyydq

17. Смердова К. С. Механизмы негации в околоспортивной фанатской субкультуре по фигурному катанию. Векторы благополучия: экономика и социум. 2023. Т. 49. № 2. С. 173–190. https://doi.org/10.18799/26584956/2023/2/1612

18. Щетинина С. Ю., Козлова Е. В. Спортивный фанатизм как социокультурная проблема. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2021. № 5. С. 461–464. https://elibrary.ru/oegcdh

19. Тюрина В. А. Социальные границы культуры спортивных фандомов. #ScienceJuice2020: конф. (Москва, 23–27 ноября 2020 г.) М.: Парадигма, 2021. Т. 1. С. 178–184. https://elibrary.ru/aoxxng

20. Быховская И. М., Люлевич И. Ю., Дзигуа Д. В. «Фандомное творчество»: креатив масс в эпоху тотальной креативности. Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021. № 9-2. С. 277–289. https://elibrary.ru/ckhedf

21. Смердова К. С., Горбунова С. В. Особенности функционирования спортивной фанатской культуры в журналистском спортивном дискурсе. Человек. Культура. Образование. 2023. № 1. С. 50–64. https://elibrary.ru/tfkdkv

22. Бурлыков Д. А. Система ценностей футбольных фанатов на основе контент-анализ среды Интернет. Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2014. № 2. С. 88–92. https://elibrary.ru/vibcmf

23. Банникова Н. В. Спортивный фанатизм в городе Омске. Организация работы с участниками фан-движения. Омский научный вестник. 2008. № 1. С. 134–136. https://elibrary.ru/knwtrn

24. Баев О. В. Футбольные фанаты в европейских странах. Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 6. С. 5–11. https://elibrary.ru/tfaect

25. Колегова И. Е., Кондратенко В. А. Движение футбольных фанатов: структура и коллективные идентичности. Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Т. 12. № 1. С. 118–135. https://doi.org/10.19181/inter.2020.21.7

26. Васильев В. Е., Власова К. В. Футбольные фанаты в России как инструмент гражданского общества на примере акции «Фанат не преступник»: потенциал политизации протеста. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 8. С. 281–294. https://elibrary.ru/knttic

27. Социальные и политические коммуникации в современном обществе, ред. И. А. Герейханова. М.: КДУ; Добросвет, 2021. 185 с. https://doi.org/10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1200-6-2021-185


Войти или Создать
* Забыли пароль?