Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Монография подготовлена в рамках реализации мероприятий научно-образовательного консорциума «Вернадский–Кузбасс». В монографии представлены результаты комплексного исследования си-стемы образования Кузбасса за период 2010–2018 гг., проведенного Центром стратегии развития образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В рамках исследования проведен сопоставительный анализ системы образования Кузбасса с системами образования других регионов России и социологические исследования, направленные на выявление отношения представителей различных уровней образования – общего среднего образования региона, среднего профессионального специального и высшего образования – к развитию системы образования региона. Работа опирается на данные статистики и справочные материалы по системе образования Российской Федерации. Выводы и рекомендации исследования легли в основу разработки Стратегии развития образования Кузбасса. Книга адресована работникам системы управления и образования, специалистам в области социологии образования, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами и тенденциями современной системы образования.
Образование, система образования, стратегирование, социология образования, проблемы образования
1. Дабнер С., Левитт С. Фрикономика. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2011.
2. Данные опроса ОНФ. Источник: РБК, Официальный сайт. - URL: https://www.rbc.ru/society/ (дата обращения: 30.03.2020).
3. Данные Росстата на 2018 г. - URL: https://gilsocmin.ru//ru/content/зарплата-учителя-в-россии-в-2018-году (дата обращения: 30.03.2020).
4. Директор современной российской школы: статистический портрет, система подготовки, практика управления. Часть 1. // Факты образования, выпуск 5, апрель 2016. - Москва: НИУ ВШЭ, 2016.
5. Доступность высшего образования в регионах России / А. Д. Громов, Д. П. Платонова, Д. С. Семенов, Т. Л. Пырова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - Москва: НИУ ВШЭ, 2016. - 32 с. - (Современная аналитика образования, № 8).
6. Друкер П. Эффективный руководитель / пер. с англ. О. Чернявская. - Москва: Эксмо, 2012. - 127 с.
7. Заир-Бек С. Не только факты // Учительская газета, 3 августа 2018 г. - URL: http://www.ug.ru/article/1061 (дата обращения: 30.03.2020).
8. Индикаторы образования: 2017: Статистический сборник. Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, И. Ю. Забатурина и др. Нац.-исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва: НИУ ВШЭ, 2017.
9. Левада-центр. Исследование о наиболее важных предметах в школе и престижности профессий. Опрос проводился с 24 по 30 мая 2018 года. Выборка 1600 человек из 136 населенных пунктов 52 субъектов РФ. - URL: https://www.levada.ru/2018/06/21/vrachi-oboshli-yuristov/ (дата обращения: 30.03.2020).
10. Ленская Е. А., Брун И. В. Готовы ли директора российских школ к работе в трансформационном режиме (TALIS в России) // Вопросы образования. - 2016. - № 2. - С. 62-99.
11. Маслоу А. Х. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Пи-тер, 2016. - 400 с.
12. Мониторинг эффективности школы. Чем привлекательна работа в школе - взгляд учителей (2014-2017 гг.) / под редакцией Т. Л. Клячко. - Москва: Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2018.
13. Мониторинг «Зарплата и нагрузка учителя». Выборка более 3 тыс. педагогов из 82 регионов России. Время проведения - май 2018. Официальный сайт ОНФ. - URL: https://onf.ru/2018/06/28/eksperty-onf-kazhdyy-pyatyy-uchitel-gotov-uyti-iz-shkoly-iz-za-nizkoy-zarplaty-i-ogromnoy (дата обращения: 30.03.2020).
14. Мониторинг качества приема в вузы // НИУ ВШЭ. - URL: https://ege.hse.ru/stata_2018 (дата обращения: 30.03.2020).
15. Министерство образования и науки РФ. Итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2017 год. Официальный документ. Москва: Минобрнауки России, 2018.
16. Образовательные переходы в России: социально-экономическое положение семьи и успеваемость / Т. Е. Хавенсон, Т. А. Чиркина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования // Факты образования № 5(20). - Москва: НИУ ВШЭ, 2018.
17. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017 г. - Москва: Росстат, 2017.
18. Рейтинг регионов России по уровню жизни семей в 2018 г // РИА Рейтинг, Россия сегодня. Вып. От 14.01.2019. - URL: http://riarating.ru/regions/20180607/630096049.html (дата обращения: 30.03.2020).
19. Рейтинг школ 2018 // Рейтинговое агентство Expert. - URL: https://raexpert.ru/rankings/school/2018 (дата обращения: 30.03.2020).
20. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / под редакцией Е. Ленской, М. Пинской; Нац.-исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 36 с. - (Современная аналитика образования. Вып. 1).
21. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб. / Рос-стат. - Р76 М., 2017 - 686 с.
22. Сборник «Образование в России - 2016». Статистический бюллетень. - Москва: МИРЭА, 2016. - 630 с.
23. Сборник «Образование в России - 2017». Статистический бюллетень. - Москва: Московский технологический университет, 2017.
24. Херцберг Ф., Моснер Б., Блох Б. Мотивация к работе. - Москва: Вершина, 2007. - 240 с.
25. Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. Мониторинг эффективности школы. Что изменилось в работе учителя за последние годы (2014-2017 годы)». - Москва: РАНХиГС. - URL: https://www.rbc.ru/society/25/04/2018/ 5adf347f9a7947d4033388d1 (дата обращения: 30.03.2020).