ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ, КОГНИТИВНЫХ И РЕГУЛЯТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данное исследование посвящено изучению психофизиологических, когнитивных и регуляторных процессов, протекающих у студентов в условиях современных образовательных требований. Цель – провести анализ проявлений когнитивных, регуляторных и психофизиологических процессов у студентов высшего и профессионального образования, а также идентифицировать факторы, влияющие на их академическую продуктивность. На основе теоретического анализа описаны характеристики когнитивных и регуляторных процессов студентов с учетом психофизиологических оснований. Выборку исследования составили студенты Кемеровского государственного университета и Сибирского политехнического техникума. В исследовании приняли участие 132 студента, из которых 42 обучаются в вузе по направлению «Прикладная математика и информатика», 90 – в техникуме по специальностям «Сетевое и системное администрирование» и «Информационные системы и программирование». Методологическая база исследования включала использование теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра, мотивационных опросников, оценку эмоционального состояния и проведение психофизиологических тестов (тремометрия, зрительно-моторные реакции). В ходе проведенного корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи между когнитивными и регуляторными процессами и психофизиологическими показателями. В результате у студентов высшего образования наблюдается более сильная корреляция между математическими способностями и академическими достижениями, что обусловлено спецификой их образовательной программы. Установлено, что студенты профессионального образования обладают более высокими показателями устойчивости к стрессу и лучшей зрительно-моторной координацией ввиду преимущественно практической направленности их деятельности. В мотивационной структуре студентов вуза преобладали внутренние мотивы, связанные с личным развитием, в то время как студенты техникума выразили стремление к финансовым вознаграждениям и карьерному росту. В обеих группах студентов при повышенном уровне стресса наблюдается снижение когнитивных способностей. Эти выводы подчеркивают как важность индивидуального подхода в обучении, так и необходимость развития саморегуляционных навыков в целях повышения продуктивности интеллектуальной деятельности и поддержания здорового психологического состояния студентов.

Ключевые слова:
когнитивные процессы, регуляторные процессы, психофизиологические процессы, интеллектуальные способности, психометрический интеллект, психология обучения, высшее образование, профессиональное образование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Diamond A. Close interrelation of motor development and cognitive development and of the cerebellum and prefrontal cortex. Child Development, 2000, 71(1): 44–56. https://doi.org/10.1111/1467-8624.00117

2. Shi C. A study of the relationship between cognitive styles and learning strategies. Higher Education Studies, 2011, 1(1). https://doi.org/10.5539/hes.v1n1p20

3. Shi Y., Qu S. The effect of cognitive ability on academic achievement: The mediating role of self-discipline and the moderating role of planning. Frontiers in Psychology, 2022, 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1014655

4. Ляксо Е. Е., Ноздрачев А. Д., Соколова Л. В. Возрастная физиология и психофизиология. М.: Юрайт, 2024. 396 с.

5. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. 127 с.

6. Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. Т. 1. 405 с. https://elibrary.ru/nbmekf

7. Fernandez-Duque D., Johnson M. L. Attention metaphors: How metaphors guide the cognitive psychology of attention. Cognitive Science, 1999, 23(1): 83–116. https://doi.org/10.1207/s15516709cog2301_4

8. Kahneman D. Attention and Effort. NJ: Prentice-Hall, 1973, 246.

9. Rumelhart D. E., McClelland J. L. Parallel distributed processing: Explorations in the microstructure of cognition. Cambridge: MIT Press, 1987, 632.

10. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Общая психология. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. 514 с.

11. Чуриков И. Ю., Каган Е. С. Особенности мотивации обучающихся с различным уровнем интеллектуальных способностей. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2023. Т. 7. № 4. С. 399–408. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2023-7-4-399-408

12. Туник Е. Е. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2009. 96 с.

13. Практическая психодиагностика. Методики и тесты, ред. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 672 с.

14. Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала. М.: ГроссМедиа, 2005. 224 с.

15. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с. https://elibrary.ru/ruuldx

16. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2003. 554 c.

17. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: ЛГУ, 1983. 166 с.

18. Яхин К. К., Менделевич Д. М. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний. In: Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. М.: МЕДпресс-информ, 1998. С. 545–552. https://elibrary.ru/wfalks

19. Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. СПб.: СПбГУ, 2003.

20. Сопов В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. М.: Трикста, 2005. 126 с. https://elibrary.ru/qxnrsr

21. Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Стронгина О. М. и др. Психологический тест «САН» применительно к исследованиям в области физиологии труда. Гигиена труда и профзаболеваний. 1975. № 5. С. 28–32.

22. Кирой В. Н. Физиологические методы в психологии. Ростов н/Д: ЦВВР, 2003. 224 с.

23. Талалаев А. А. Исследование центральной нервной системы и умственной работоспособности. In: Бобров А. Ф., Богачук Г. П., Васюков Г. В. и др. Гигиенические исследования средств индивидуальной защиты человека. М., 1992. С. 240–257.

24. Пейсахов Н. М. Закономерности динамики психических явлений. Казань: Казанский ун-т, 1984. 235 с.

25. González-Betancor S. M., Bolívar-Cruz A., Verano-Tacoronte D. Self-assessment accuracy in higher education: The influence of gender and performance of university students. Active Learning in Higher Education, 2019, 20(2): 101–114. https://doi.org/10.1177/1469787417735604

26. Geary D. C., Hoard M. K., Nugent L., Scofield J. E. In-class attention, spatial ability, and mathematics anxiety predict across-grade gains in adolescents’ mathematics achievement. Journal of Educational Psychology, 2021, 113(4): 754–769. https://doi.org/10.1037/edu0000487

27. Güner P., Gökçe S. Linking critical thinking disposition, cognitive flexibility and achievement: Math anxiety’s mediating role. The Journal of Educational Research, 2021, 114(5): 458–473. https://doi.org/10.1080/00220671.2021.1975618

28. Hirschi A., Spurk D. Striving for success: Towards a refined understanding and measurement of ambition. Journal of Vocational Behavior, 2021, 127. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2021.103577

29. Carlson A. G., Rowe E., Curby T. W. Disentangling fine motor skills’ relations to academic achievement: The relative contributions of visual-spatial integration and visual-motor coordination. The Journal of Genetic Psychology, 2013, 174(5): 514–533. https://doi.org/10.1080/00221325.2012.717122

30. Palmer L. The Relationship between Stress, Fatigue, and Cognitive Functioning. College Student Journal, 2013, 47(2): 312–325. URL: https://www.scirp.org/reference/ReferencesPapers?ReferenceID=1631489 (accessed 25 Jul 2024).

31. Klingberg T. The overflowing brain: Information overload and the limits of working memory. Oxford: Oxford University Press USA, 2008, 224.

32. Behrens M., Gube M., Chaabene H., Prieske O., Zenon A., Broscheid K.-C., Schega L., Husmann F., Weippert M. Fatigue and human performance: An updated framework. Sports Medicine, 2023, 53(1): 7–31. https://doi.org/10.1007/s40279-022-01748-2

33. De Corte E., Depaepe F., Op ’t Eynde P., Verschaffel L. Students’ self-regulation of emotions in mathematics: An analysis of meta-emotional knowledge and skills. ZDM Mathematics Education, 2011, 43: 483–495. https://doi.org/10.1007/s11858-011-0333-6

34. Ramme R. A., Neumann D. L., Donovan C. L. The relationship between cognitive ability and motivation during cognitive tasks of varying complexity. Learning and Motivation, 2022, 77. https://doi.org/10.1016/j.lmot.2022.101782

35. Cragg L., Gilmore C. Skills underlying mathematics: The role of executive function in the development of mathematics proficiency. Trends in Neuroscience Education, 2014, 3(2): 63–68. https://doi.org/10.1016/j.tine.2013.12.001

36. Lam K. K. L., Zhou M. An examination of the conceptual structure of long-term goal striving. Personality and Social Psychology Bulletin, 2022, 48(4): 550–565. https://doi.org/10.1177/01461672211016190

37. Lee W. W. S. Relationships among grit, academic performance, perceived academic failure, and stress in associate degree students. Journal of Adolescence, 2017, 60(1): 148–152. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.08.006

38. Abdelrahman R. M. Metacognitive awareness and academic motivation and their impact on academic achievement of Ajman University students. Heliyon, 2020, 6(9). https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e04192


Войти или Создать
* Забыли пароль?