аспирант с 01.01.2023 по настоящее время
Кемерово, Кемеровская область, Россия
Данное исследование посвящено изучению психофизиологических, когнитивных и регуляторных процессов, протекающих у студентов в условиях современных образовательных требований. Цель – провести анализ проявлений когнитивных, регуляторных и психофизиологических процессов у студентов высшего и профессионального образования, а также идентифицировать факторы, влияющие на их академическую продуктивность. На основе теоретического анализа описаны характеристики когнитивных и регуляторных процессов студентов с учетом психофизиологических оснований. Выборку исследования составили студенты Кемеровского государственного университета и Сибирского политехнического техникума. В исследовании приняли участие 132 студента, из которых 42 обучаются в вузе по направлению «Прикладная математика и информатика», 90 – в техникуме по специальностям «Сетевое и системное администрирование» и «Информационные системы и программирование». Методологическая база исследования включала использование теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра, мотивационных опросников, оценку эмоционального состояния и проведение психофизиологических тестов (тремометрия, зрительно-моторные реакции). В ходе проведенного корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи между когнитивными и регуляторными процессами и психофизиологическими показателями. В результате у студентов высшего образования наблюдается более сильная корреляция между математическими способностями и академическими достижениями, что обусловлено спецификой их образовательной программы. Установлено, что студенты профессионального образования обладают более высокими показателями устойчивости к стрессу и лучшей зрительно-моторной координацией ввиду преимущественно практической направленности их деятельности. В мотивационной структуре студентов вуза преобладали внутренние мотивы, связанные с личным развитием, в то время как студенты техникума выразили стремление к финансовым вознаграждениям и карьерному росту. В обеих группах студентов при повышенном уровне стресса наблюдается снижение когнитивных способностей. Эти выводы подчеркивают как важность индивидуального подхода в обучении, так и необходимость развития саморегуляционных навыков в целях повышения продуктивности интеллектуальной деятельности и поддержания здорового психологического состояния студентов.
когнитивные процессы, регуляторные процессы, психофизиологические процессы, интеллектуальные способности, психометрический интеллект, психология обучения, высшее образование, профессиональное образование
1. Diamond A. Close interrelation of motor development and cognitive development and of the cerebellum and prefrontal cortex. Child Development, 2000, 71(1): 44–56. https://doi.org/10.1111/1467-8624.00117
2. Shi C. A study of the relationship between cognitive styles and learning strategies. Higher Education Studies, 2011, 1(1). https://doi.org/10.5539/hes.v1n1p20
3. Shi Y., Qu S. The effect of cognitive ability on academic achievement: The mediating role of self-discipline and the moderating role of planning. Frontiers in Psychology, 2022, 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1014655
4. Ляксо Е. Е., Ноздрачев А. Д., Соколова Л. В. Возрастная физиология и психофизиология. М.: Юрайт, 2024. 396 с.
5. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. 127 с.
6. Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. Т. 1. 405 с. https://elibrary.ru/nbmekf
7. Fernandez-Duque D., Johnson M. L. Attention metaphors: How metaphors guide the cognitive psychology of attention. Cognitive Science, 1999, 23(1): 83–116. https://doi.org/10.1207/s15516709cog2301_4
8. Kahneman D. Attention and Effort. NJ: Prentice-Hall, 1973, 246.
9. Rumelhart D. E., McClelland J. L. Parallel distributed processing: Explorations in the microstructure of cognition. Cambridge: MIT Press, 1987, 632.
10. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Общая психология. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. 514 с.
11. Чуриков И. Ю., Каган Е. С. Особенности мотивации обучающихся с различным уровнем интеллектуальных способностей. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2023. Т. 7. № 4. С. 399–408. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2023-7-4-399-408
12. Туник Е. Е. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2009. 96 с.
13. Практическая психодиагностика. Методики и тесты, ред. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 672 с.
14. Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала. М.: ГроссМедиа, 2005. 224 с.
15. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с. https://elibrary.ru/ruuldx
16. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2003. 554 c.
17. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: ЛГУ, 1983. 166 с.
18. Яхин К. К., Менделевич Д. М. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний. In: Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. М.: МЕДпресс-информ, 1998. С. 545–552. https://elibrary.ru/wfalks
19. Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. СПб.: СПбГУ, 2003.
20. Сопов В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. М.: Трикста, 2005. 126 с. https://elibrary.ru/qxnrsr
21. Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Стронгина О. М. и др. Психологический тест «САН» применительно к исследованиям в области физиологии труда. Гигиена труда и профзаболеваний. 1975. № 5. С. 28–32.
22. Кирой В. Н. Физиологические методы в психологии. Ростов н/Д: ЦВВР, 2003. 224 с.
23. Талалаев А. А. Исследование центральной нервной системы и умственной работоспособности. In: Бобров А. Ф., Богачук Г. П., Васюков Г. В. и др. Гигиенические исследования средств индивидуальной защиты человека. М., 1992. С. 240–257.
24. Пейсахов Н. М. Закономерности динамики психических явлений. Казань: Казанский ун-т, 1984. 235 с.
25. González-Betancor S. M., Bolívar-Cruz A., Verano-Tacoronte D. Self-assessment accuracy in higher education: The influence of gender and performance of university students. Active Learning in Higher Education, 2019, 20(2): 101–114. https://doi.org/10.1177/1469787417735604
26. Geary D. C., Hoard M. K., Nugent L., Scofield J. E. In-class attention, spatial ability, and mathematics anxiety predict across-grade gains in adolescents’ mathematics achievement. Journal of Educational Psychology, 2021, 113(4): 754–769. https://doi.org/10.1037/edu0000487
27. Güner P., Gökçe S. Linking critical thinking disposition, cognitive flexibility and achievement: Math anxiety’s mediating role. The Journal of Educational Research, 2021, 114(5): 458–473. https://doi.org/10.1080/00220671.2021.1975618
28. Hirschi A., Spurk D. Striving for success: Towards a refined understanding and measurement of ambition. Journal of Vocational Behavior, 2021, 127. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2021.103577
29. Carlson A. G., Rowe E., Curby T. W. Disentangling fine motor skills’ relations to academic achievement: The relative contributions of visual-spatial integration and visual-motor coordination. The Journal of Genetic Psychology, 2013, 174(5): 514–533. https://doi.org/10.1080/00221325.2012.717122
30. Palmer L. The Relationship between Stress, Fatigue, and Cognitive Functioning. College Student Journal, 2013, 47(2): 312–325. URL: https://www.scirp.org/reference/ReferencesPapers?ReferenceID=1631489 (accessed 25 Jul 2024).
31. Klingberg T. The overflowing brain: Information overload and the limits of working memory. Oxford: Oxford University Press USA, 2008, 224.
32. Behrens M., Gube M., Chaabene H., Prieske O., Zenon A., Broscheid K.-C., Schega L., Husmann F., Weippert M. Fatigue and human performance: An updated framework. Sports Medicine, 2023, 53(1): 7–31. https://doi.org/10.1007/s40279-022-01748-2
33. De Corte E., Depaepe F., Op ’t Eynde P., Verschaffel L. Students’ self-regulation of emotions in mathematics: An analysis of meta-emotional knowledge and skills. ZDM Mathematics Education, 2011, 43: 483–495. https://doi.org/10.1007/s11858-011-0333-6
34. Ramme R. A., Neumann D. L., Donovan C. L. The relationship between cognitive ability and motivation during cognitive tasks of varying complexity. Learning and Motivation, 2022, 77. https://doi.org/10.1016/j.lmot.2022.101782
35. Cragg L., Gilmore C. Skills underlying mathematics: The role of executive function in the development of mathematics proficiency. Trends in Neuroscience Education, 2014, 3(2): 63–68. https://doi.org/10.1016/j.tine.2013.12.001
36. Lam K. K. L., Zhou M. An examination of the conceptual structure of long-term goal striving. Personality and Social Psychology Bulletin, 2022, 48(4): 550–565. https://doi.org/10.1177/01461672211016190
37. Lee W. W. S. Relationships among grit, academic performance, perceived academic failure, and stress in associate degree students. Journal of Adolescence, 2017, 60(1): 148–152. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.08.006
38. Abdelrahman R. M. Metacognitive awareness and academic motivation and their impact on academic achievement of Ajman University students. Heliyon, 2020, 6(9). https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e04192